К разделу «Дварим»
См. также во «Введении в Ветхий Завет...»
И я повелел вашим судьям в то время, сказав: выслушивайте [тяжбы] между братьями вашими, и судите справедливо между мужем и между братом его (Дварим 1, 16)
Судье психологически нелегко воспринимать преступника как брата и соответственно относиться к нему. Но именно этого требует заповедь! И еще ему предписывается устанавливать именно братские взаимоотношения между сторонами — «между мужем... и братом его». И еще: подчеркивается, что суд происходит между людьми, а значит, цель его — удовлетворение обиженного за счет обидчика:
Если украдет человек вола или ягненка... пять волов пусть он заплатит за вола и четырех ягнят — за ягненка (Шемот 21, 37).
Итак, штраф (выкуп) поступает в пользу пострадавшего, а не в пользу государства. В отличие от ряда современных юридических норм, Бог повелевает производить суд не между человеком и государством, а между человеком и человеком. Трудно даже учесть все благие последствия, которые возымело бы возвращение современного суда на стезю Торы Господней!..
Глава содержит указание Моше всему Израилю: «Пэну́ ук’у лахэ́м» (Дварим 1, 7) — «повернитесь (обратитесь) и двигайтесь к себе». Только познавая себя самого, вникая в собственный внутренний мир, человек становится способен понимать Тору как Слово, обращённое к нему лично. Адам после нарушения им Заповеди скрылся от Всевышнего (Бэрешит 3, 8), а также и «от самого себя» — о чём свидетельствует заданный ему свыше вопрос: «Где ты?» (там же, ст. 9). Но еврей, ищущий «обратного пути» к Создателю, должен начать с обретения пути к себе самому — и тогда, в конце концов, он найдёт Бога в собственном сердце.
В Шир г̃а-Ширим (Песни Песней) содержится вопрос: «Неужели не знаешь себя саму, о прекрасная среди женщин?» («Им-ло́ тэди́ лах, г̃а-йафа́ ба-наши́м?»). Этот вопрос обращён к душе человека — воистину прекраснейшему творению Божьему. И к душам относится указание Моше: «Повернитесь и двигайтесь к себе самим!»
|