Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Стих из недельного раздела Торы    Ки теце (Втор. 21, 10 – 25, 19)

К разделу «Ки теце»

См. также во «Введении в Ветхий Завет...»

 

…А если не близок брат твой к тебе, и ты не знаешь его… (Дварим. 22, 2)

«Не близок» может быть человек как пространственно, так и психологически. «Не знать его» можно по внешности, а можно и в отношении его внутреннего мира, качеств души.

Но приведённый стих Торы учит всеобщему братству — независимо от всех перечисленных условий и обстоятельств.

 

 


 

Когда выйдешь на войну против врагов твоих, то и отдаст его [врага] Всевышний, Бог твой, в руку твою… (Дварим. 21, 10)

Здесь сказано, что любое сражение твое непременно должно завершиться победой. Но при каком условии это возможно? — Только когда ты всей жизнью своей «соотнесен» со Всевышним — так, словно чувствуешь, что принимаешь от Него победу свою «из рук в руки»...

Кисти сделай себе на четырех концах покрывала твоего, которым ты будешь покрываться. (Дварим. 22, 12)

Имеются в виду «цицит» — «кисти видения» — в четырехугольном талите. Голубая нить в «цицит» призвана напоминать о небесном среди земного, о духовном — среди вещественного. Но здесь есть и другой смысл: «гэдили́м» — «кисти» — от слова «гада́ль» — «увеличивать», «делать великим». Покрывало символизирует «покров», которым облекается вышняя душа (нешама) в нашем мире, — ту систему ограничений в восприятии и мышлении, без которой нешама не могла бы входить в контакт с миром Асия («асия» — по-русски «деяние») посредством руаха, нефеша и гуфа (тела). Однако Тора запрещает делать это покрывало «ограниченным»: «на краях» всех ограничений должны находится «гэдили́м» — «расширения», которые служат к величанию Творца, показывая, что мы воспринимаем и осмысляем лишь малую часть действительности. Итак, всякое восприятие, всякий волевой акт, всякая мысль и каждое чувство должны «размыкаться», «расширяться», «умножаться», направляясь к прославлению нашего Создателя.

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |