Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Стих из недельного раздела Торы    Пинхас (Числ. 25, 10 – 30,1)

К разделу «Пи́нхас»

См. также во «Введении в Ветхий Завет...»

 

Вот, я даю ему завет Мой — мир… завет священства вечного… (Бемидбар 25, 12–13)

«Священство вечное» — כהנת עולם  ‹кэг̃уна́т ола́м› — можно понять и как «Священство [во] вселенной», так как «олам» — это и «вечность», и «вселенная».

Итак, стремящийся к שלום  ‹шало́м› — миру — и водворяющий его участвует в священном служении Творцу. Цель служения — всемирная и вечная: приводить души ко взаимной гармонии и к единению с Богом.

Но такое служение и возможно лишь в одном случае: הנני  ‹г̃инэни́› — «вот Я»! Постоянное присутствие Бога в жизни человека, общение с Ним, ощущение Его живой помощи — основа Завета мира…

 

 


 

 

Сказано, что израильтяне, соблазненные язычницами-моавитянками, впали в идолопоклонство:

И они [дочери Моава] призывали народ [Израиля] к жертвам богам своим, и вкушал народ, и поклонялся их богам. (Бемидбар 25, 2)

Не говорится, что израильтяне приносили жертвы богам, но только — «вкушали» их…

Жертва — это в любой религии то, что человек отдает высшим силам из своего имущества. Жертвоприношение учит человека «отдавать», а не «присваивать», т. е. умерять свой эгоизм. В приведенном же стихе описано обратное: совращенные евреи ничего не отдавали от себя, а только присваивали («вкушали») мясо животных, принесенных в жертву дочерьми Моава.

Правда, и в Торе иногда даются указания о вкушении частей жертв самим жертвователем (например, «шэламим» — «мирные жертвы»). Но в этих случаях приносящий жертву ест часть мяса того животного, которого он сам посвятил Всевышнему. В случае же с дочерьми Моава полностью искажается смысл жертвоприношения: израильские юноши словно бы сами приобретают статус языческих «богов», поедая мясо жертв, не ими принесенных…

Здесь мы видим архетип совращения монотеиста в язычество: лестно ощущать себя самого «центром поклонения» вместо Создателя, взращивая в себе крайний эгоизм.

Таков смысл и первого соблазна в истории, когда Нахаш («змий») предложил Адаму и Хаве:

Вы будете как Элог̃им [Бог — или «боги»?], зная добро и зло. (Бэрешит 3, 5)

Самообожествление избавляет от нравственной ответственности…

 

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |