Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
 
Яндекс.Метрика
 Вопросы автору    Ответы на вопросы, заданные на сайте

Вопросы автору

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Две непреложные вещи 11.02.2017 alex.k
 А может это Воля Божия и Его Слово.
Воля Божия как например спасение в 1Тим. 2, 4 и точно все спасутся. потому что Иер. 29, 11.
Слово Божие как сказаное, так и написаное, на которое можно падать ниц и быть уверенным, что так оно и будет.
А уже от этого и твердость наша, что якорь закреплен в духовном мире и лодку моей жизни могут бить бури этого мира, но я знаю, что якорь твердо закреплен.
А это как раз и есть то, как вы и учите нас – надежда на Бога перетекает в веру Ему, а вера Ему переходит в знание Его, а знание Бога это и есть Жизнь Вечная. Ин. 17, 3.
Слава Богу за вас и ваш труд, спасибо вам огромное.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Alex!

Благодарю за чётко и последовательно изложенное «кредо всеобщего спасения».

О покаянии 27.01.2017 татьяна
 Уважаемый, Дмитрий Владимирович. Благодарна Вам за все Ваши книги. Особенно легло на сердце и многое объяснило толкование Псалмов. Я очень люблю и часто читаю Псалтырь. И когда так тяжело и уже кажется нет сил, читаю и плачу, и в этом нахожу утешение. Но теперь вижу, что многое не понимала. Где-то что-то чувствовала, а теперь вижу ясно, и это мне очень помогло. Очень бы хотелось, чтобы Вы продолжили эту тему. Ведь это важно. Вот, я, например, как думала – что покается человек и станет ему лучше, а тут, наоборот, хуже. Но почему, почему, думала я и, если честно, даже веру теряла. Мне кажется такое правильное понимание очень необходимо нынешним людям, так удалившимся от Бога живого. С уважением, Татьяна.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!

Вы пишете, что после покаяния иногда «становится хуже». Но ведь покаяние требует пребывания в любви и дел милосердия (Откр. 2, 3–5). Если, покаявшись, будете заботиться не о себе, а о тех, кому плохо, и помогать им, любить их, — «станет лучше», и светильник ваш будет сиять с места своего (Матф. 5, 14–16)!

Дух Святой 26.01.2017 Бабий Максим Борисович
 Доброго дня. Назрел вопрос, Дух Святой после дня Пятидесятницы живет в человек постоянно, или он приходит и уходит? Если взять прообраз скинии по отношению к человеку, то минора (как я думаю образ Духа Святого) горела постоянно. Но в тоже время облако, которое сходило на скинию было временным явлением? Помогите понять.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Максим Борисович!

Вопрос Вы подняли интересный. Из самой формулировки его ясно, что определённым образом Дух Святой присутствует в верующем всегда, но в каком-то смысле человек «исполняется» им временами (I Фес. 5, 19; 2, 27. Еф. 5, 18; I Кор. 2, 12 и 43, 1-3). Ведь дело в том, что, имея к Отцу доступ в Духе (Еф. 2, 18), надо ещё и пользоваться этим доступом. А это возможно — только через пребывание в любви (I Иоан. 4, 13-21).

Можно ли считать самаритян теми же израильтянами? Отношение Мессии к самаритянам 22.01.2017 Манукян Самвел Альбертович
 Уважаемый Равви Дмитрий!
Спасибо вам за всё, что вы делаете. Но в первую очередь спасибо Богу за то, что вы есть!
Правильно ли я знаю, что сами самаритяне считают себя потомками израильтян - сыновьями Израиля, но при этом Иудеи самаритян не считают полноценными израильтянами?
Библия нам рассказывает о том, что с древних времен и во время жизни Мессии в Израиле Иудеям не разрешалось общаться с самаритянами. Сначала Йешуа подтвердил этот запрет и своим ученикам:
Этих двенадцать учеников Йешуа послал на проповедь, дав такие повеления: Не ходите в города и поселения Самарии и язычников (Св. Евангелие от Матфея, 10:5).
Тут сразу видно, что Йешуа всецело подтверждает запрет Иудаизма. В этом отрывке самаритяне и язычники упоминаются вместе - и те и другие для Иудеев были врагами и чем-то скверным. Правильно я понимаю этот отрывок?
Но удивляет меня то, что позднее сам же Йешуа проповедовал в городе Сихарь и нарушил этот запрет и этим дал пример и Апостолам - как известно, они проповедовали в Самарии.
Более того, в притче о добром самаритянине, если я правильно понял один из смыслов этой притчи, Йешуа призывает иудеев допустить, что самаритяне вполне могут оказаться ближними для иудеев, если оказывают им милость так, как тот милосердный самаритянин оказал милость попавшему в беду иудею.
Как это понимать? Значит ли это, что сначала Йешуа был против общения с самаритянами, а позднее стал призывать к миру, дружбе и единению с народом Самарии?
Если я прав, вероятно, поэтому противники Иисуса стали считать его самаритянином?
На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. (Св. Евангелие от Иоанна 8:48, 49).
Интересно, что в данном отрывке иудеи спросили Иисуса о том, правильно ли они понимают, что он является самаритянином, в котором есть бес, но Учитель не сообщил им ничего о том, что он не самаритянин. Он лишь сообщил, что в нём нет беса. Может в те времена сами самаритяне считали Галилею частью древней Самарии и Мессия встал на их сторону в этом споре между иудеями и самаритянами?
Интересно узнать ваше мнение обо всём этом.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Самвел Альбертович!

1. В наше время в Израиле самаритяне признаны легитимной религиозной общиной — и, как и евреи и караимы, имеют право на репатриацию и государственную помощь в обустройстве.

2. Мессия не подтверждал запреты Иудаизма — в этом не было нужды. В то время как его ученики не имели ещё духовной силы проповедовать среди самарян, — он такой силой обладал. С этим связаны и запреты ученикам, и его собственная деятельность в Самарии.

3. Духовные установки Иисуса, конечно же, не менялись в связи с какими-либо конъюнктурными соображениями, и его отношение к самарянам было обусловлено чисто духовными причинами.

4. «Ты — самарянин» — не просто ругательство, но описание на «понятном толпе» языке одновременной близости учения Иисуса к «нормативной религии» — и его отличий от неё: «почти как у самарян…».

Обрезание – это знак Союза с Богом? Почему тогда христиане пренебрегают обрезанием? 22.01.2017 Манукян Самвел Альбертович
 Библия нам говорит о том, что Бог повелел Аврааму обрезаться, чтобы через этот знак на теле был заключен Союз Бога с Авраамом. К тому же, обрезание – это печать праведности. Печать - это то, что делается в завершении чего-то. Если нет печати, значит что-то не является сделанным до конца.
Мне кажется, что без обрезания не может быть никакого Союза людей с Богом. Как вы думаете?
К тому же, обрезание Авраама не принудило его соблюдать весь Закон Моисея, но просто стало знаком для Бога - знаком того, что человек этот полностью и до конца стал человеком Божьим. До этого Авраам уже достиг праведности верой и делами, а завершением спасения и стало его обрезание, как свидетельство того, что человек уже стал принадлежать всецело Богу. Я правильно думаю? Ведь сам Йешуа и Апостолы были обрезаны. Да, они соблюдали Закон. Но разве так уж сложно соблюдать Закон, когда Бог покровительствует человеку и является союзником человека?
Почему же Павел не советовал обрезаться христианам и поэтому они так боятся обрезания?
Буду благодарен за разъяснения.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Самвел Альбертович!

1. Обрезание в Новом Завете не отменено — Матф. 5, 17–18, хотя главнейшим признаётся обрезание сердца — Рим. 2, 29.

2. Но поскольку обрезывающийся обязуется исполнять все заповеди Торы — Гал. 5, 3, то апостол советует принимать обрезание только «совершенным», способным соблюдать Закон духовно — Еф. 2, 11-14. Так и праотец Авраам был обрезан не сразу — Рим. 4, 11-12.

3. Кто же раньше времени принимает обрезание, т. е. берётся исполнять заповеди, которые по своему младенческому уровню соблюдать не способен, — остаётся и без учения Мессии, и без истинной Торы: Гал. 5, 2.

Об Иоанне Крестителе 21.01.2017 Красноярцева Лариса Юрьевна
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Благодарим за Ваш труд, очень помогает разобраться во многих вопросах. Просмотрели в интернете короткий фильм "Иоанн Креститель. Тайна смерти пророка. Загадки истории". Если возможно, каково ваше отношение к данной трактовке событий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Лариса Юрьевна!

В Армении действительно правили одно время потомки Герода (Ирода) Великого — того самого, которому волхвы возвестили о родившемся Царе.
Что касается Иоанна Крестителя, — версия, изложенная в Евангелии, совершенно верна. Только следует дополнить её тем, что царь боялся народного мятежа, а Иоанна считал способным возбудить восстание. (см. в «Иудейской войне» и «Иудейских древностях» Иосифа Флавия). Что касается усечённой Главы, считается, что наиболее достоверное место её нахождения — это Мечеть Омейядов в Дамаске.

Вопросы по Посланию к Евреям 27.12.2016 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возникло несколько вопросов по Посланию к Евреям. Вопрос 1: глава 2, стих 6- Почему апостол употребляет здесь такой странный оборот речи, говоря ,,некто негде засвидетельствовал"? Неужели апостол не знал, кто и где это засвидетельствовал? Вопрос 2: глава 6, стих 18- там говорится о двух непреложных вещах, в которых Богу невозможно солгать? Что это за две вещи? Одна, как мне думается это клятва, а вот вторая? Вопрос 3: Апостол объясняет, что в этих двух непреложных вещах Богу невозможно солгать. А разве без этих вещей Бог мог бы солгать? Вопрос 4:глава 7, стих 21 и стих 23. В синодальном переводе там сказано ,,ибо те БЫЛИ священниками без клятвы" и ,,притом тех священников БЫЛО много". Я посмотрел подстрочный перевод и там сказано это не в прошедшем времени, а в настоящем. Правильно ли я понял? Точен ли в данном случае синодальный перевод? Вопрос 5- глава 11, стих 22. Почему Иосиф так заботился о том, чтобы его кости были вынесены из Египта? Ведь плоть и кровь Царствия Божия не наследуют? Вопрос 6: глава 11, стих 39-40. В этой главе говорится о вере величайших праведников, что же из обещанного они не получили? Ведь они духи достигшие совершенства? А тут говорится, что они без нас как бы и совершенства не достигли? Как это понять? Вопрос 7- глава 12, стих 17- здесь сказано об Исаве, который просил отца , чтобы тот благословил его. И вот тут слово ,,отца" набрано курсивом. А можно ли понять этот стих таким образом, что Исав был отвержен потому что не мог переменить своих собственных мыслей, то есть что он не раскаялся по настоящему в том, что продал свое первородство? С уважением Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

1. Евр. 2, 6: «Некто негде засвидетельствовал» — оборот, указывающий, напротив, на общеизвестность автора: все ведь знали, что автор Псалмов — царь Давид.

2. 6, 18: см. ст. 14 — «благословлю и размножу» — два обетования.

3. «Солгать»: в том-то и дело, что это — невозможно по сути, и, следовательно, обетования — абсолютная правда.

4. 7, 21 и 23: священники-аарониды существовали и во дни ап. Павла, поэтому — настоящее время.

5. 11, 22: Иосиф желал, чтобы все Патриархи, включая и его самого, покоились в Святой земле, и чтобы только она, а не Египет, считалась Отечеством для евреев. Поэтому значимые для всего народа гробницы должны были находиться только в ней.

6. 11, 39–40. «Обещанное» — см. здесь же ст. 10, 13–16. «Город», «Отечество», «Он приготовил им город» — сходящий в конце времён с неба Иерусалим (Откр. 21, 2–27 и 22-я гл.), преображение Земли по образу Неба.

7. 12, 17 — нигде не сказано, что Исав хотел «переменить свои мысли». Он, во всём Писании, ни разу не взывает к Богу!..

Иоанн Креститель есть Илия, почему же тогда меньший в Царствии небесном больше его? 21.12.2016 Егор Борисович
 Здравствуйте, Дмитрий Вла­ди­ми­ро­вич. Благодарю вас за ваши труды!
У меня возник вопрос после просмотра вашей лекции. Вопрос таков:
Иоанн Креститель есть Илия, как сказал Иисус Христос, почему же тогда меньший в Царствии небесном больше его? Ведь Илия в свое время достиг огненного уровня, дыхания жизни. Помогите разобраться.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Егор Борисович!

    Ответ Иисуса об Иоанне Крестителе, конечно, — вероучительный. Прежде всего, он содержит утверждение: «Из рождённых женами не восставал больший Иоанна» (Матф. 11, 11). Выражение «рожденные женами» в контексте древнего мидраша означало — «живущие ныне на Земле», «представители нынешнего поколения». Потому что перешедшие в мир иной уже не причислялись к «рождённым жёнами» (ср. у Екклесиаста: «День смерти лучше дня рождения»). В этом ключе следует рассматривать и вторую часть высказывания Иисуса: «Но наименьший в Царстве Небесном больше него» (там же). Здесь тоже противопоставлены обитатели Вышнего Мира — Царства Небесного — жителям Земли.

    Даже самый великий дух (здесь — Илии) в воплощенном состоянии (в лице Крестителя) хотя бы отчасти — да «помрачен», «видит как бы сквозь тусклое стекло» (слова апостола Павла). Так, Креститель в какой-то момент вроде бы даже усомнился в мессианстве Иисуса: «Ты ли тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?» (Матф. 11, 3). Но чистые духи, покинувшие земные тела (в Царстве Небесном) не сомневаются и не ошибаются — и в этом смысле «наименьший из них» больше Иоанна… Там дух сразу видит ответ на свой любой вопрос, — об этом Иисус сказал ученикам: «Истинно говорю вам, что в тот день не спросите меня ни о чем».

    Итак, всякое изречение Иисуса научает, в т. ч. — тайнам мира невидимого.

Дата рождения Иисуса Христа 14.12.2016 Штебнер Андрей
 Уважаемый Дмитрий Владимирович,
у меня к Вам вопрос по поводу даты рождения Иисуса Христа.
Я прочитал у Вас во «Введении в Ветхий Завет» расчёт, который выводит эту дату на 25 декабря, но это, вероятно, один из вариантов расчета. Если даты сложить без пропусков, т.е. события буквально со следующего дня пошли одно за другим, то такое предположение возможно, но если были пропуски во времени, то даты могли расположиться и по-другому. Сегодня нередко можно слышать, что Иисус родился во время осенних праздников. В этом есть своя логика:

1 Если Елисавета зачала сразу, то Мария пришла к ней в конце марта – начале апреля. Это примерно время Песаха. Пробыла там около трёх месяцев, пропустив при этом жатву ячменя, жатву пшеницы, поливку и вообще уход за урожаем, за домашней скотиной... Для деревенской девушки из бедной семьи это недопустимо. Заработок деревенского плотника вряд ли был достаточным, чтобы восполнить потребности семьи.
Реальнее предположить возможность такого посещения на декабрь - февраль. Это как раз сезон дождей.

2. Елизавета приветствовала именно Марию, избранную в матери и Плод, который ей предстоит зачать.
42. „и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!“
45. „И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.“ От Луки 1:42,45
Речь идёт скорее об избрании, чем о свершившемся факте и относится к словам Ангела:
31. „и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.“ От Луки 1:31

3. Предположить, что римляне устроили перепись в конце декабря, а это разгар сезона дождей, тоже сложно. Размытые дороги, оползни... А всего за два месяца до этого, на осенние праздники, было движение народа по всей стране.

4. То, что в конце декабря все гостиницы переполнены, тоже странно. Ханука, конечно, праздник, но не такой, как осенние праздники. Под перепись и под Хануку вряд ли кто-то будет вычищать сараи и пещеры, ожидая наплыва паломников и гостей.

5. Такое событие как рождение Спасителя, предсказанное Богом от начала, реальнее предположить на какой-то более высокий праздник, как, например, Трубление (общее прощение, начало нового года, новой жизни...). Записываться на праздники никто не будет, а сразу после праздников можно и даже очень удобно.

6. Праздник 25 декабря, самый короткий день года, был днём рождения Митры (DEUS SOL INVICTUS MITHRA (БОГ СОЛНЦЕ НЕПОБЕДИМОЕ МИТРА)). С его рождением день становился длиннее. Император Константин, жрец Митры, не вводил христианство. Он просто митраизм сделал христианством из политических соображений (проблемы с Персией – родиной митраизма). Ввёл день всепобеждающего солнца (в западных календарях и сейчас Sonntag, Sunday...), изменил под солнечный календарь дату и название Пасхи, ввёл равносторонний митраистский крест (сверху вниз самый длинный – короткий день года, по сторонам дни весеннего-осеннего равноденствия). День рождения Христа тоже очень легко мог подогнать под Митру, хотя даты могли и совпасть.
Хотя календарь составлен был позже, но не без учёта, ставшего уже традиционным, понимания.

Известны ли Вам из Писания указания или косвенные ссылки на другую дату рождения Христа (осенью) и что Вы думаете по этому поводу?
С уважением, Андрей


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей!

По отношению к календарным вычислениям рассуждения типа «может быть» и «вероятно» — допустимы. Но, однако же, Иисус родился во вполне определённый день года, а не в несколько разных дней сразу.

Вопрос о синодальном переводе Библии 12.11.2016 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Слушал Вашу лекцию по кн. Царств. И там Вы объясняете, что два места в синодальном переводе относительно жестокости царя Давида переведены неправильно. Это стихи, которые говорят, что якобы царь Давид отмерил веревками людей и умертвил их и еще, якобы он положил людей под пилы и молотилки. И я задумался вот над чем. Ну неужели церковные иерархи не видят, что в переводе содержатся не просто какие-то неточности, но страшные лжесвидетельства, хула на величайшего Праведника? И это вводит в заблуждения многих и многих верующих. Казалось бы, необходимо все как-то исправлять, вводить какие-то пояснения, а тут полная тишь, да гладь. И перевод все в таком же виде из года в год продолжает переиздаваться. Я вот понять этого ну никак не могу. Может Вы можете что-то сказать по этому поводу? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Усилия церковных иерархов прежних эпох крайне редко направлялись на уточнение и исправление текста Пиcаний. У них было слишком много иных забот…

Вопрос по Корану 12.11.2016 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Почему в Коране отец Авраама называется Азаром? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Имя у отца Авраама могло быть не одно, примеры чего встречаются в Библии и Коране. Возможно, древнее арабское предание сохранило одно из таких имён.


Об Адаме и Ное 06.11.2016 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Читая «Введение в Ветхий Завет» по книге Бытие (лекция 4), прочитал предание о том, как Адам и Ной пожертвовали свои годы жизни избавителю будующих своих потомков Моисею. И вот задумался. Ведь Адам был человеком душевным, а готов был пожертвовать 70 лет своей жизни, а Ной был человеком духовным, но он был готов пожертвовать только 50 лет? Почему же так? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Относительно «духовности» Адама и Ноя: Адам ведь, до своего падения, непосредственно общался с Богом! Кроме того, требовалось, для успешности миссии Моисея, всего 120 лет (Быт. 6, 3), и Ной восполнил недостающее.

Как вредоносные знания перешли к послепотопному человечеству? 06.11.2016 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник такой вопрос. Перед потопом было крайнее развращение человечества. Падшие ангелы научили допотопных людей всяческому вредоносному знанию. И эти знания потом перешли ведь и к послепотопному человечеству. А вот каким образом? Ведь от потопа спаслось только семейство Ноя, а семейство это было праведным. Исключением был Хам, но не мог же он один столько вредоносных знаний передать? Да и когда он входил в ковчег спасения он наверное еще был достойным человеком? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

По преданию, именно потомство Хама было наиболее восприимчиво к внушениям злых духов, которые никогда не прекращались и после Потопа (Быт. 10, 8¬¬-9; 11, 4; I Петр. 5, 8¬-9).


Древо Сфирот 30.10.2016 Павел
 Мир вам Дмитрий Владимирович!!! Скажите пожалуйста, какое отношение имеет Древо Сфирот к распятию Мессии??? Благодарю.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!

Символ Древа объемлет, как известно, и Древо Жизни, и Древо познания, и Крест Мессии:

…Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо… (I Петр. 2, 24)

Несомненно, всё это отражает образ Древа Сфирот — и отражается в нем… Подробнее смотрите, например, в книгах Э. Клер-Профит о Каббале.

Проточеловек 26.10.2016 Руслан
 Мир Вам!

"В момент грехопадения космический Адам — благословенный Проточеловек (NB: Женщина-"помощник" из него еще не была извлечена), творящий с Господом животный мир и даже участвующий (правда, в пассивной форме) в сотворении Женщины, — потеряв свою несмертную сущность, умирает;его место занимает земной смертный человек-адам.
Отголоски представлений о первоначальном космическом Первочеловеке можно, как кажется, обнаружить в 28-й гл.книги пророка Иехезкеля, согласно которой "Едем, Сад Божий" находился на "Святой Горе Божьей"(имеется в виду космическая Гора — Обитель Бога). Первочеловек был "помазанным херувимом (т. е. первоначально был сотворен как ангелоподобное существо), чтобы осенять"; его одежды, приготовленные в день его сотворения, "были украшены всякими драгоценными камнями", и он "расхаживал среди огнистых камней". Он "совершен был в путях со дня сотворения" своего, "печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты".
Но вот Проточеловек возгордился и провозгласил себя "богом", поставил ум свой "наравне с Умом Божьим", вознамерился сесть на "Седалище Бога". Посему Всевышний "низвергнул" "херувима осеняющего" - Первочеловека — "с Горы Божьей", "из среды огнистых камней" "на землю", где он становится смертным человеком. (Знаменательно, что шумеро-аккадский термин еден/едину, к которому восходит библейское обо-
значение Еден,עדן ,имеющее значение "равнина", "степь", употреблялось также и для обозначения потустороннего (подземного) мира. Заметим также, что шумерский термин "кур", служивший для обозначения потустороннего (подземного) мира, имел значение "большая гора" (resp. мировая гора, тж. "чужеземная страна".)

(И.ТАНТЛЕВСКИЙ)


Так может все-таки в книге пророка сказано о космическом Адаме, а не о "Люцифере"? Хотелось бы услышать Ваше понимание этого текста (Иез.28) Заранее спасибо!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Руслан!

Буквально в Иез. 28 говорится о тирском царе. Символически это описание веками относили к падению падшего ангела. И. Тантлевский — выдающийся исследователь, и он имеет право на свое понимание. Тем не менее, этому толкованию противоречит ряд стихов данной главы (например, ст. 14 — Адам не был «херувимом»: ср. Быт. 3, 24).

Вопрос по Посланию к Римлянам 17.10.2016 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня вопрос по Посланию к Римлянам 1 гл, ст.18-32. О ком все-таки говорит здесь апостол? Если о язычниках, то почему в ст.21 сказано: Но, как они, познав Бога... Или в ст.25: они заменили истину Божью ложью.
То есть получается, что эти люди знали истину, а как они могли что-то заменить? И вот еще в ст. 32: они знают праведный суд Божий. Разве грубые язычники, поклоняющиеся четвероногим и пресмыкающимся, могли знать суд Божий? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

В Римл. 1, 18-32 говорится и об иудеях, и о язычниках (см. ст. 16, 17 — «во первых Иудею, потом и Еллину… Праведный верою жив будет»). В ст. 18 говорится о «человеках» в целом.

Истребление пастырей 15.10.2016 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник вопрос по кн. Зах. гл.11, ст. 8. Кто эти три пастыря, которых Господь истребит в один месяц? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Зах. 11, 8 – есть разные мнения. Наиболее убедительное — что речь идет о царстве, священстве и пророчестве, как началах, через которые Бог руководил народом.

Почетные женщины 14.10.2016 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник вопрос по кн. Деяний Апостолов гл.13, ст.50. Тут упомянуты некие набожные и почетные женщины. Они по-видимому имели какое-то большое влияние в Антиохии Писидийской. А вот что это за женщины? Как они добивались такого почета? И набожны они были по отношению к Истинному Богу, или по отношению к своим языческим богам? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Деян. 13, 50: у Иосифа Флавия и других есть сведения, что многие знатные женщины в греческих городах принимали Иудейство (им было это легче, чем мужчинам, — не требовалось обрезание). Они влияли в религиозном смысле на своих мужей и родственников.

Мужчины и женщины, которых искал Екклесиаст 05.10.2016 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Прежде всего от всей души поздравляю Вас с Празниками Рош Хашана, Йом Киппур, Суккот и Симхат Тора. Желаю Вам обильных благословений от Всевышнего!!! Мой же вопрос по книге Екклесиаст гл.7, стих 28. Обьясните, что это за мужчина, которого Екклесиаст нашел одного из тысячи, и что это за женщина, которую он между ними так и не нашел? Я слышал в одной из ваших лекций, что существует какое-то древнее предание на этот стих. С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

История такая. Царь решил испытать самую лучшую, по отзывам, молодую семью. Мужу предложил тайно убить жену, чтобы жениться на царской дочери, от чего тот с крайним негодованием отказался. А когда жене посулил, что она станет царицей, — та согласилась зарезать мужа во сне… да только врученный ей кинжал оказался деревянным.
После этого, по преданию, царь и написал упомянутые слова… Конечно, у него немало обличений нечестивых женщин — (например, двумя стихами выше процитированного Вами:

И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею. (Еккл. 7, 26)

И, только перестав соответствовать этому страшному описанию, оставленному мудрейшим из людей, лучше всех знавшим «этот предмет» («семьсот жен и триста наложниц» — III Цар. 11, 3; «и девиц без числа» — Песнь П. 6, 8), — женщина удостаивается восхваления, относящегося к праведнице:

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов.
Уверено в ней сердце мужа…
Она воздает ему добром, а не злом…
…С охотою работает своими руками…
…Светильник ее не гаснет…
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
…Весело смотрит она на будущее.
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
…Жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. (Прит. 31, 10–30)


Либо в словах Еккл. 7, 26, либо в приведенном описании из Притч и надлежит, как в зеркале, узреть себя каждой женщине…

Ислам и Иисус 23.09.2016 Отонбаева Назгуль
 Здравствуйте!
Вопрос: Алах это тот же Бог, который послал Иисуса? Мой знакомый утверждал, что ислам от сатаны, чтобы быть христианином нужно полностью отречься от ислама, это правильно? Спасение только через веру в Иисуса? Мне говорили, что спасение только через Иисуса, а как же мусульмане?
Можно грешить и верить в Иисуса и спасешься?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Назгуль!

Советую Вам поискать ответы на присланные вопросы в книге «Сияющий Коран», а также в моих небольших книжках на темы Нового Завета.
Если Вы действительно интересуетесь поднятой темой, — как Вы полагаете: чему следует доверять? Тому, что «знакомый утверждал» и «Вам говорили», или же — свидетельству Священных Писаний?..
Готов продолжить разговор, когда Вы познакомитесь с названными выше текстами.

От Редакции:
Уважаемая Назгуль!
Можете также поискать ответы в подборке Тематического указателя сайта по теме «Коран».

Смысл христианства 10.09.2016 Дмитрий
 Здравствуйте! В наше время есть много религий, которые несут основной посыл самосовершенствовании человеческой души. Есть много различных методик, практик, учений. Если взять основные три мировых религии, то в них эта цель явно преследуется. Добрые дела, смирение, любовь к людям, как инструменты для совершенствования.
Вопрос в Иисусе. Какой смысл в Его миссии? если смотреть на такие места писания как:
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,/которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
Отец любит Сына и все дал в руку Его.
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
...а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Люди которые не верят в Христа, лишаются всех этих вышеперечисленных привилегий? Даже если они не признают Христа как спасителя, но проделывают большую работу над своей душой, стремясь к совершенствованию? "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия". Человек не верующий в Сына Божия осужден, хотя с охотой стремился к добру? Получается христианство — это монополия на спасение?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

По учению Иисуса, спасение души — следствие любви и добрых дел, а не догматических убеждений. Так в Матф. 25 описан Последний Суд, на котором принимаются во внимание только деяния любви и сострадания:

…Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня…
...
…Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Матф. 25, 31–40)


О вере и религии на этом Суде вообще не задаётся никаких вопросов! В Откр. 20, 12 подчёркивается, что будут судимы «мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».
У апостола Павла Суд Божий —

…Воздаст каждому по делам его:
Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную… (Римл. 2, 6–7)


Так что не приписывается какой-либо вере «монополия на спасение»…
В приведённых же Вами цитатах говорится о достижении особой, экстатической близости к Богу — уже в земной жизни. Это — особый духовный опыт, непонятный тому, кто его не пережил. При этом надо иметь в виду, что устами Иисуса говорит Изначальный Свет, тот Логос, о Котором сказано:

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
...
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Которые...от Бога родились
. (Иоан. 1, 9–13)



Почему Давид не взошел на небо? 06.09.2016 Кайданивский Васько
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, почему Давид не взошел на небо (Деяния, 2), может быть за грехи прелюбодеяния и убийства?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Ответ Васько Кайданивскому.

Сперва — о самом вопросе. Сказано в Псалме Давида, великого царя, помазанника Господня и избранника Всевышнего:

Вспомни, Господи, поругание… которое я ношу в недре моем... Как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего. (Пс. 88, 51–52)

А чем же, как не поруганием, поношением и бесславием является объявление святого автора Псалмов — «прелюбодеем и убийцей»?! И ведь произносящий такое по отношению к царю Давиду — имеет наглость пользоваться его Псалмами, ссылаться на них, уничижая Божьего помазанника, через которого говорил Святой Дух! Какая подлость! Так поступал нечестивец Семей, когда Давид, наказанный Богом, уходил из Иерусалима: он «злословил и бросал камнями на Давида» (II Цар. 16, 6) и говорил:

Уходи, уходи, убийца и беззаконник! (II Цар. 16, 7)

За что Семей и был назван «мёртвым псом» (там же, ст. 9), а впоследствии был казнён царём Соломоном (III Цар. 2, 44–46).
Так что только сердечное покаяние со слезами, может быть, облегчит вину хулы на царя Давида, который достаточно потерпел за грех свой и был восстановлен Богом (II Цар. 23, 1–7)!
Теперь — по существу вопроса. В Псалме 15 сказано:

Даже и плоть моя успокоится в уповании. Ибо ты… не дашь святому Твоему увидеть тление. (Пс. 15, 9–10)

Здесь говорится о воскресении плотитела, которое «не истлеет», но — восстанет из гроба. Этого с Давидом не произошло:

…Умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. (Деян. 2, 29)

Иисус же, потомок Давида, воскрес телесно (там же, ст. 30–32) и после этого восшёл на небеса, не оставив тела в гробнице (Марк. 16, 19; Лук. 24, 51).
Поэтому сказанное Петром-апостолом о царе Давиде:

Ибо Давид не восшел на небеса… (Деян. 2, 34)

— напоминает только о том, что тело Давида осталось в гробнице! Откуда же можно вывести, что помазанник Божий духом не поднялся в мир вышний?! Не сам ли Давид обратился пророчески к Господу:

Ты, Который возносишь меня от врат смерти… (Пс. 9, 14)

Итак, пройдя врата смерти, дух Давида был вознесён Богом!

Просто размышление 06.09.2016 Татьяна
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Как любой человек, ищущий смысл жизни, я перечитала много литературы: от Платона до Шопенгауэра, от стоиков до мистиков, религиозных философов и святых отцов. А Библия - это моя настольная книга, хотя лишь только после прочтения всех Ваших книг, я поняла Ветхий Завет и пророков. Очень бы хотелось поговорить с Вами лично, в живой беседе, потому что еще много неясного и туманного (например, что означает "верою спасется"). Я часто читаю книгу Иова, т.к. в моей жизни гораздо больше печали, чем радости и страдания Иова мне ближе и понятней, чем радости окружающих меня людей. Страшно жить, дорогой Дмитрий Владимирович (как в рассказе А.Чехова "Страх"), но и умирать тоже страшно. Это какая-то ловушка, лабиринт, из которого нет выхода. Если начать жить не обрядово, а по-настоящему духовно, а это ступенчатый подъем (см."Пятикнижие Моисеево"), то надо ждать испытаний, которые могут выдержать единицы (по аналогии Аврам и Исаак). Я, например, не настолько сильный духом человек, чтобы не реагировать на проблемы близких мне людей. А ведь на человека, которому уже ничего не нужно в этой жизни, можно воздействовать только через ближних. И еще меня мучит все время одна мысль, когда я читаю о страданиях Иова. Вот я очень злой и грешный человек, вряд ли я могу полюбить ближнего своего, но даже я не смогла бы сделать так, как если бы мой сын во всем был хорош и послушен, а я бы решила про себя: дай я его испытаю, любит ли он меня? И давай его наказывать, бить, уничтожать. Да еще при этом поясняя, а вот ты 10 лет назад сделал то-то и то-то, теперь отвечай за это. Даже в человеческом измерении это жутко представить. Также мне жутко было, когда я читала Ф. Кафку "В исправительной колонии". И вспоминается фраза Н. Бердяева "Я не сомневаюсь в существовании Бога, но у меня бывают мгновения, когда приходит в голову кошмарная мысль, что они, ортодоксы, мыслящие отношения между Богом и человеком социоморфически, как отношения между господином и рабом, правы, и тогда все погибло, погиб и я..."

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!

Из строк Ваших просвечивают те душевные страдания, о которых сказано:

Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое. (Пс. 118, 143)

Только первая часть этого стиха в Вашей жизни с лихвой исполнилась; а вот вторая… Еще Вы не нашли утешения, описанного царем Давидом:

Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. (Пс. 33, 18–19)


Вы еще не испытали, что

…Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Римл. 5, 5)

Только переживший рождение свыше, от Духа Божия (Иоан. 1, 12–13) получает силу «отложить всякую злобу» (I Петр. 2, 1); «отложить… остаток злобы» (Иак. 1, 21).
Обетование Духа, ниспосылаемого Отцом во имя Сына Его, принадлежит нам всем (Деян. 2, 38–39)! Об этом, и только об этом — о близости Божией — советую Вам молиться денно и нощно, чтобы спастись от внутреннего зла (это Ваши слова: «Вот я очень злой… человек, вряд ли я могу полюбить ближнего своего»). И от всей души желаю Вам — «принять любовь истины для своего спасения» (II Фес. 1, 10).

Книги 05.09.2016 Яковенко Михаил
 Добрый день, имеет ли смысл ждать выхода книг из цикла «Учение Иисуса: скрытое в явном» собранными в одном томе?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Михаил Яковенко!

Будущее (впрочем, как и настоящее) — в руках Божиих. Как можно быть уверенными в завтрашнем дне? Разве только по прямому откровению свыше?..

Непорочное зачатие 04.09.2016 Авраамов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, есть вопрос о родословной. Если бы в жилах Христа текла кровь Иосифа, он не смог бы занять трон Давида, так как в его родословии встречается молодой царь Иехония, о котором Господь сказал (Иеремия 22, 30): «запишите... никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давида и владычествовать в Иудее. Напрашивается вывод, что биологический Отец у Христа — не Иосиф.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Авраамов!

Иер. 22, 30 — сказано, что Иехония будет «злополучным во дни свои», т. е. — в своей земной жизни. В оригинале дважды употреблено выражение <ло йицла́х> — «не посчастливится»: «не посчастливится» самому Иехонии увидеть процветание своих детей, и «не посчастливится» никому из его детей сидеть на престоле Давида и править в Иудее. Это пророчество полностью сбылось, однако относилось только к тому поколению. Так и сказано двумя стихами выше:

«…Они выброшены — он и племя его — и брошены в страну, которой не знали…» (Иер. 22, 28)

Имеется в виду Вавилонское пленение. Так что под <заръо́> — «семя его» (в Синодальном переводе — «племя его» в ст. 28 и 30) — подразумеваются непосредственно его дети, но не дальнейшие поколения. Уже Зоровавель, потомок Иехонии, как правомочный потомок Давида возглавил возвращающихся из Вавилона (Агг. 1, 1).
А Захария, пророк периода возведения Второго Храма, подтвердил, что дом (потомство) Давида по-прежнему избрано Богом и возглавит в будущем народ Израиля:

…А дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними. (Зах. 12, 8)

У Захарии многократно упомянуто о будущем величии дома Давиа (12, ст. 7– 8, 10, 12; 13, 1).
Так что Господь через пророка подтвердил первоначально Им сказанное — что потомство Давида может быть временно наказано за свои грехи, —

…Но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим.
И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки. (II Цар. 7, 14–16)


«Знамение» Нового завета 02.09.2016 Аркадий
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Спасибо за возможность задать вопрос.
«Знамением» (по крайней мере, внешним) для «Ветхого» Завета было обрезание. А что же является «знамением» для Нового Завета?
Спасибо заранее!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Аркадий!

Знамением для Нового завета является любовь, изливаемая в сердца Духом Святым (см. Рим. 5, 5; Иоан. 13, 34–35; II Фес. 2, 10; Деян. 2, 18).

Ад вечен ибо так утверждает Коран 28.08.2016 Авраамов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, Коран 2, 80 и 3, 24 сказано: Это потому, что они говорят – Огонь коснется нас лишь на считанные дни! Их обольстило в их религии то, что они измышляли. Вы говорите, ад не вечен, тогда прокомментируйте эти два аята.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Авраамов!

В суре 2, 80 говорится о тех, кто надеется, будто адский огонь коснётся их «на немного дней». Но ведь пребывание в аду может длиться и долго — «много дней»! В аяте 81 той же суры сказано:

Тот, кто приобрёл зло и кого окружил его грех, то они — обитатели огня, они в нём вечно пребывают. (2, 81, пер. Крачковского)

Здесь «вечное пребывание» в аду теснейшим образом связано с состоянием души — «кто приобрёл (т. е. усвоил себе, сделал частью себя) зло и кого окружил грех (т. е. он как бы со всех сторон покрыт грехом)» — тот пребывает в аду до тех пор, пока зло и грех остаются ему свойственными. Понятно, что освободившись от зла и греха — он уже не относится к категории описанных здесь, и потому из ада выходит. В 6, 128 и 11, 107 говорится, что Бог может относительно адских мук «пожелать иного» и «повелеть иначе» (пер. Садецкого) — т. е. прекратить эти муки.
В 3, 24–25 написано, что «каждой душе будет дано сполна, что́ она приобрела, и они не будут обижены» (пер. Крачковского). Следовательно, каждый получит определённое, ограниченное воздаяние: ведь все дела человека на Земле имеют границы и меру. А не так, чтобы все согрешившие одинаково были ввергнуты в ад — на «бесконечные мучения». Ад — «вечен» (о значении этого слова в разных языках — разговор особый), но — не «бесконечен»!



Обрезывающиеся мусульмане, должны ли соблюдать весь Закон? 24.08.2016 Авраамов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, в Галатам 5, 3 Апостол Павел заявляет: Всякий обрезывающийся должен соблюдать весь Закон.
У меня вопрос – мусульмане обрезывающиеся, они обязаны соблюдать весь Закон?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Авраамов!

Для обращающихся из язычников соблюдение Закона Божьего «облегчено» (Деян. 15). Для народов, обратившихся в Ислам из язычества, это «облегчение» приняло форму вполне определенную, описанную в Коране. Но нигде в нем не сказано, что израильтянам, признавшим миссию пророка Мухаммада, не нужно соблюдать заповеди Торы, а христианам — заветы Евангелия.

Возможно ли идолопоклонство в иудаизме? 22.08.2016 Ракошинский Вад
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, у меня к Вам вопрос, в молитве Шалом Алейхем к ангелам евреи взывают, это разве не идолопоклонство?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вад!

Обращение к Ангелам, беседы с ними — были обыкновением таких великих праотцев и пророков, как Авраам (Быт. 18, 1–10; 22, 11–18), Иисус Навин (Иис. Н. 5, 1–15), Давид (I Пар. 21, 15–18), Даниил (9, 21–27), Мария, мать Иисуса (Лук. 1, 26–38), Захария, отец Иоанна Крестителя (там же, 11–20) и многие другие. С Ангелом говорила праматерь арабов — Агарь (Быт. 16, 7–11; 21, 17–18). Сам пророк Мухаммад, как известно, собеседовал постоянно с Ангелом Гавриилом (Джабраилом), получая через него Коран по частям. Как же Вы могли подумать, что общение с Ангелами — «идолопоклонство»?!..


Должны ли мусульмане соблюдать заповеди Библии 18.08.2016 Ракошинский Вад
 Многоуважаемый Дмитрий Владимирович, прочитал Ваши ответы на вопросы и вот Вы отвечаете что христиане также должны выполнять заповеди Библии, такие как суббота и праздники Господние, и даже еврейские праздники такие как Пурим и Ханука. А мусульмане тоже должны? Ведь в Коране не сказано, что они должны.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вад!

В первой суре Корана сказано:

Эта Книга — нет сомнения в том — руководство для богобоязненных… (аят 1. Пер. Крачковского).

Следовательно, Коран ниспослан для тех, кто уже был богобоязнен ко времени его дарования. Эти люди знали прежние Писания и руководствовались ими в жизни. Впоследствии, для вновь приходящих к Единобожию из язычества, многое было «облегчено» — как это произошло и в раннем Христианстве (Деян. 15, 1–29). Ведь Коран ниспослан и для израильтян (2, 40–44), и для арабов, и для людей всех народов и вер (2, 59). Относительно же израильтян в Коране не сказано, что какие-либо из заповедей Торы для них отменены. То же — и относительно христиан. Следовательно, всё зависит от духовного уровня и понимания тех или иных верующих.



[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |