Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Вопросы автору    Ответы на вопросы, заданные на сайте

Вопросы автору

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Заветы 29.03.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, по вашим словам всего 7 заветов евреев с Яхве – а как же заветы при Эзре, Иодае, Езекии – они у вас почему-то вне тех семи остались!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Семь Заветов охватывают историю авраамических религий. Каждый из них открывает новую её эпоху. Но есть ещё моменты «возобновления Завета», когда ничего принципиально нового не вводится, а народ «вспоминает» и раскаивается. К таким «возобновлениям» и относятся перечисленные Вами.

Вопросы по суре Корова 29.03.2015 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возникли вопросы по суре Корова.
Вопрос 1. В аятах 63-66 говорится, что Всевышний повелел народу Израильскому заколоть корову. И говорится, какая должна быть эта корова. Сначала я подумал, что это та сама рыжая корова, о которой говорится и в Торе. Но, потом я засомневался. Ведь дальше сказано, что частью этой заколотой коровы был воскрешен убитый человек (аяты 67-68). Но ведь в Торе о подобном ничего не сказано. Так это та корова или другая?
Вопрос 2. В аяте 67 сказано, что они убили душу и препирались о ней". То есть выходит, что это какие-то израильтяне убили кого-то из своего народа и не хотели признаваться в этом? И для того, чтобы убитый указал на своих убийц он был и воскрешен этой частью коровы? Или как-то здесь по-другому?
Вопрос 3. В аяте 96 упоминаются два ангела, Харут и Марут, которые обучали людей какому-то вредоносному знанию. Но я не могу понять. Ведь они же предупреждали людей "Мы искушение, не будь же неверным"! То есть они предупреждали людей верующих, а те все равно у них обучались. Ну, было бы понятно, если бы эти ангелы подошли к людям с каким-то лукавством, а тут предупреждали, а те все равно им внимали. Как это понять? И в этом же айате сказано, что они (эти люди) знали, что получая эти знания они лишаются доли в будующей жизни. И тут же сказано: "Плохо то, что они покупали за свои души,– если бы они знали!". Так не понятно знали они или не знали?
Вопрос 4. В аяте 100 говорится, что Всевышний может отменить какой-то стих или заставить его забыть..." О чем же здесь говорится? Ведь если о стихах Корана, то как же он может отмениться. Ведь это слово Всевышнего, и если оно дано, то навечно? Как тут понять?
С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

1–2. «Рыжая телица» была предназначена для искупления греха убийства, когда убийца неизвестен. По одному из преданий, после принесения этой жертвы убийца чудесным образом опознавался. Об этом как раз и рассказано образно в Коране.

3. Падшие ангелы, по преданию, должны предупреждать о вреде и погибели тех, кто за ними последует. Считается, что так происходит и доныне. Только люди призваны быть повнимательнее…

4. В Исламе существует целое учение об «отменённых аятах» Корана. Ведь некоторые повеления ниспосылались «ситуативно» — только в применении к определённым событиям. Этим они отличались от незыблемых заповедей Торы.

Психика Иисуса 29.03.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, в Иисусе две личности (центра самосознания) – от земных предков и та, что вселилась в него (Мудрость, Слово)? Поправьте, если ошибаюсь!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

«Дух Божий живёт в вас» (I Кор. 3, 16) — это относится ко всем по-настоящему верующим. В Мессии это обитание Духа совершается в полноте — см. Ис. 11, 1–5. Отчасти — общение с Духом свойственно всем пророкам (II Петр. 1, 21), в некоторой степени — и всем духовным людям (I Кор. 2, 12–15). Никакого отношения к «проблемам с психикой» это не имеет. Речь идёт о высших состояниях духа, несравненно превосходящих психические (душевные) процессы в человеке.



Саул во пророках 28.03.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, в I Цар. 10 и 19 даны аналогичные версии происхождения вопроса о «Сауле во пророках» – первая относится к началу его правления, вторая ближе к концу, получается хронист толком не знал которая точная?
И как понять – с одной стороны сказано что
И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее(2Пар.17:6).
А с другой:
Только высоты не были отменены, и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих(2Пар.20:33).
Так были отменены при Иосафате высоты или нет?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

1. В I Цар. 10 говорится о первом общении Саула с пророками — когда душа его была светла. В I Цар. 19 — о том, что и в затемнённом состоянии иногда у него наступало просветление, — встречи с пророками тут уже нет. Два разных события. В 19, 24 присловие, которое уже давно сопровождало Саула, вспоминается в связи с повторением ситуации, — временным просветлением его сознания.

2. II Пар. 17, 6 и 20, 33: Иосафат отменил, но… «не были отменены высоты»… Очевидно, его указ не везде выполнялся, и причина приведена:

...Народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу... (II Пар. 20, 33)

Вопрос по лекции 13 книги Исход 28.03.2015 Галина
 Цитата: Таково же влияние Духа Святого на дух человеческий, соединившийся с Ним: Дух Божий сохраняет, смягчает и лечит (Римл. 8, 16), см. "Введение в Ветхий Завет", с. 568-569). Вопрос: возможно имеется в виду Римл. 8, 26?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина!

Спасибо за поправку: можно было бы сослаться и на эту цитату, но имеющаяся ссылка — правильная. В ней говорится именно о свидетельстве и соединении Духа — с духом.

«Грех», значение слова 27.03.2015 Олег Николаевич
 Как Вы обясните смысловое значение слова «грех» в еврейском и русском понимании.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Олег Николаевич!

Русское «грех» означает нарушение воли Божьей, заповеди; шире — нанесение вреда другим, нарушение устоев данного общества.
На иврите «хет» — «проступок», «упущение», «отступление»; «аво́н» — «искажение»; «авера́» — «преступление»; «пэ́ша» — «мятеж», «восстание». Есть ещё целый ряд библейских названий, — исследование «потянет» на целую книгу. В общем же, суть ясна: грех — это злодеяние, большое или малое.

Идоложертвенная пища 14.03.2015 Дмитрий
 Шалом! Дмитрий Владимирович, помогите разобраться в следующем вопросе. В книге Деяний 15:19 есть предупреждение об осквернении идолами. Что это значило тогда и имеет ли место быть в наше время? И как понимать апостола Павла в 1 Кор. 10, 27-33, где говорится, что не нужно исследовать пищу на идоложертвенное? Актуальна ли эта заповедь в наши дни и как ее правильно соблюдать? Заранее спасибо! С уважением, Дмитрий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Буквальный смысл идоложертвенного: пища, посвящённая языческим богам, или та, над которой произнесены их имена. Аллегорическое значение: «вкушение», т. е. восприятие с одобрением учений или их фрагментов, содержащих языческие идеи.
И то, и другое актуально и поныне.
I Кор. 10, 27: «неверный» — это не язычник, но тот, кто не верует в Евангелие. Пища в его доме — кошерная (разрешённая по Торе). Опять же, аллегорический смысл — в том, что сильный в вере способен воспринимать языческие идеи без вреда для себя; слабый же может поколебаться и пасть духовно — ср. I Кор. 8, 9-13.

Исайя 22: 22 07.03.2015 Левинец Григорий
 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит.
Что это? Как ключ выглядел? У иудеев встречаются ключи дождя, ключи воскресения. Как это понимать? Благодарю.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Григорий!

В Ис. 22, 22 речь идёт о царедворце Елиакиме, который заступит на должность отвергнутого Севны (ст. 15-21). Придворный носит буквальные ключи – отворяет двери покоев; символический смысл ключа – управление городом и страной, разрешения («отворит») и запреты («запрёт»). О каких-либо чудесных способностях Елиакима не сказано.

Четыре Евангелия 06.03.2015 Наталья П.
 Дмитрий Владимирович, когда я перечитываю Евангелия Апостолов, возникает вопрос: почему так много отличий в описании событий? Отличий на мой взгляд значительных. Раньше я думала, что Евангелия дополняют друг друга. Но сегодня меня осенила одна догадка: это четыре параллельных мира. Конечно это всего лишь предположение моего женского сознания... и есть еще неканонические Евангелия, в которых изложены тайны учения, а не описание событий.
Но в нашем каноне все же четыре. Чего еще у нас четыре? Бытие 2:10 Из Эдема выходила река для орошения и потом разделилась на четыре реки. Иезекииль 1:4-28 (описание колесницы): четыре крылатых существа, у каждого четыре лица (человек, лев, телец и орел - так принято в православии изображать евангелистов). И каждое животное движется по направлению лица своего. Еще четыре праматери. Ну и еще много можно найти аналогий.
У Матфея разбойники, распятые со Христом, поносили его. А у Луки один из двух разбойников заступался за Иисуса и просил помянуть его. Что это? Покаяние и исправление.
Завеса в храме в одном случае разодралась сверху до низу, в другом – посередине. Ко гробу приходил разный состав женщин. Обратите внимание. И в двух Евангелиях Ангел у гроба один. А в двух других: два. И видят их разные люди. Мария Магдалина в Евангелии от Иоанна наклоняется и видит двух Ангелов, сидящих – одного у главы, а другого у ног. На что похоже? На Ангелов на крышке Ковчега. Но почему такое явление только в одном Евангелии?
И много-много всего разного... и вот можно проследить как в одном Евангелии что-то происходит, а в другом это исправляется. Покаяние и милость Бога! И в этих параллельных реальностях можно различить мосты между ними. И все сходится к одной точке: Голгофа и воскресение.
И вот вопрос: а в какой реальности мы? Или мы многомерны?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья!

Ваша мысль, полагаю, интересна и плодотворна. Но различие в описании разбойников можно объяснить и по-другому. Покаявшийся разбойник заговорил позже, в ответ поносившему (Лук. 23, 29–40). У Матфея и Марка говорится только о первом разбойнике: «духовная история» второго не входит в план их повествований. Поскольку же голос поносившего был слышен стоявшим поодаль, а прозвучавший позже голос покаявшегося был тих и обращён только к распятым рядом с ним, — возникало сперва впечатление, что «распятые (множ. число!) поносят» (Марк. 15, 32).
Всё это побуждает нас не относиться поверхностно к любой наблюдаемой нами духовной ситуации, но — «вслушиваться», и тогда откроется её глубина…

Исайя 40:6 04.03.2015 Руслан
 Мир Вам. Дмитрий Владимирович, написано в книге пророка:
"Всякая плоть – трава, и всякая милость ее – как цветок полевой".
Как понимать вторую половину этого стиха (милость как цветок)?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Руслан!

Ис. 40, 6: «хесед» — «милосердие» — в Синодальном переводе понято как «красота», и при таком толковании всё логично… Однако и «милость» человека, т. е. его благодеяния ближним, относится только к земной жизни — и, в этом смысле, «увядает» (ст. 7). Земные дела и отношения — преходящи, но их «след» в душах, по «Слову Господню», т. е. Его Закону, — остаётся (ст. 8), и «воздаяние Его» (ст. 10) вершится и за пределами земной жизни…

10 жен Давида 02.03.2015 Варвара
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Читая Библию у меня возникает много вопросов по незнанию и непониманию смысла вложенного в слова. Так история о женах царя Давида вызывает у меня много вопросов. 2-я Царств, 15:16 И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. 2-я Царств 16:21 И сказал Ахитофел Авессалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом свой; и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою. 2-я Царств 20:3 И пришел Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять наложниц которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержащих, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы.
Если рассуждать как обыватель, то выходит очень неприглядная картина. Давид оставляет своих жен для сохранения дома своего, дом сохранен, но при возвращении он как говорится удаляет их с глаз долой из сердца вон. Нехорошо это как-то. Если же рассуждать об иносказаниях и посланиях скрытых в Библии, то хочется узнать: что символизируют собой 10 жен, что они охраняли и почему отдалил их от себя Давид при возвращении? Спасибо за ваше внимание, и извините за беспокойство.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Варвара!

Осквернение жён царя Давида было наказанием за Урию и Вирсавию (Батшеву) — одним из наказаний… После же осквернения царь Давид, по Закону, не мог принять их обратно. Это не исключало человеческого с ними общения, поэтому — не «из сердца вон»… Символизируют ли 10 наложниц какие-либо свойства души царя, связанные с 10 Заповедями и впоследствии царём преодолённые, — вопрос дискутируемый…

...Храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его 01.03.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий, похоже Давид дал неисполнимый наказ: и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его (3Цар 2:3), хотя сам Бог говорит, что пути людей не Его пути, также мысли! Или мной что-то упущено?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Разумеется, «путями Бесконечного» мы, будучи конечными, ходить не можем. «Ходя путями Его» — означает: «ходя путями, заповеданными Им человеку».

Как будут приходить в Храм люди издалека? 23.02.2015 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник такой вопрос. Когда в Мессианскую эпоху будет восстановлен Храм и возобновятся приношения жертв за грехи, то как все люди смогут приходить в Иерусалим? Ведь человек может жить на Крайнем Севере. И вот к примеру он согрешил. Но, ведь до Иерусалима-то не близко. Да и разве поместятся все в Иерусалиме, если из всех народов будут приходить туда? Или грехов тогда будет уже крайне мало? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Вы совершенно правы: «Грехов тогда будет… мало» — ср. Ис. 65, 19-20; Иер. 3, 17. Кроме того, и «средства передвижения» будут иными («переноситься силой и мысли»).

Каким образом множество людей слышало Иисуса? 23.02.2015 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня такой вопрос. Иисус в свое время проповедовал и его слушали сотни и тысячи людей одновременно. А как же в то время обходились без микрофонов? Ведь если в наше время соберется множество людей, то обязательно присутствуют микрофоны, иначе никто ничего не услышит. С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

В древности «вместо микрофонов» использовали систему передачи проповеди через людей, стоявших среди толпы на определённом расстоянии друг от друга — см. Неем. 8, 5–8.


Вопрос по 1 Цар. 22.02.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Не понимаю как согласовать эти места: "Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. Поэтому во время войны не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном, а только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его".
"И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним, и пришли к месту сражения, и вот, там меч каждого [обращен] был против ближнего своего; смятение [было] очень великое. (1Цар.14:20) Тогда Давид сказал людям своим: опояшьтесь каждый мечом своим. И все опоясались мечами своими, опоясался и сам Давид своим мечом, и пошли за Давидом около четырехсот человек, а двести остались при обозе" (1Цар.25:13).
Если у евреев было так плохо с оружием, почему оно нашлось в следующем же бою и в отряде Давида, и отчего евреи были столь отсталы в обработке металла?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!


Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. (I Цар. 13, 19)

Здесь и дан ответ на Ваш вопрос: Филистимляне следили, чтобы покорённый народ не восстал, — и «тормозили технический прогресс» у Евреев: знакомая картина, не правда ли?.. Давид же со своим отрядом добыл оружие у Филистимлян, победив их ополчение (I Цар. 23, 5).

О прощении 19.02.2015 Игорь Сергеевич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, в книге "Сияющий Коран" вы пишете, что прощение и милость в будущем как бы "распределятся" между людьми в соответствии с тем, кто и насколько прощал и миловал других людей. Могли бы вы эту мысль раскрыть как-то подробнее? И как в этом контексте понять Матф.6, 14-15: не простится какая-то часть грехов или же все грехи и соответственно человек не спасется сразу? Заранее благодарен вам и признателен за ваш труд.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Сергеевич!

Мф. 6, 14–15 следует сопоставить с Мф. 7, 1–2. И там, и здесь говорится о воздаянии, равном поступку. Жизнь же (понимаемая широко, как череда существований) предоставляет множество ситуаций для всех «судов и мер».

К вопросу о вечности ада 16.02.2015 Дмитрий Сахаров
 Слова Всевышнего «если Аллах не пожелает иного…» (6:128) указывают на Его власть, они используются в ряде мест Корана для исключения в сознании верующего представления о любом пространстве или времени как о некоем абсолютном явлении наряду с вечными атрибутами Творца, которые раскрываются в именах в каждой суре священного Корана. Причём имена Бога упоминаются в зависимости от обстоятельства или того или иного случая, например – «Он — Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся». (13:9. Пер. Кулиева)

Да! Тот, кто приобретает зло и кого грехи со всех сторон окружают, те — спутники Огня, в нём они обитают. (Пер. Садецкого)

Вы пишите: «Здесь сказано, что «обитают» в огне только те, кто «приобретает зло» и окружён грехами. Но ведь адские муки как раз и очищают души. А очистившись — они уже не окружены грехами. Следовательно — и выводятся из ада!..»

Обитают относительно этого мира, уже как бы находясь в аду из-за своих грехов или в его преддверии. Огонь может быть как искупительный (временный), так и преддверием будущей обители неверующих; в первом случае это может относиться к верующим с крайне слабой верой, которые грешат, во втором - к неверующим.

Воистину Геенна является засадой и местом возвращения для тех, кто преступает границы дозволенного. (78:21-22. Пер. Кулиева)

Место возвращения – для грешников, для которых судьба определилась ещё в этой жизни, тогда как для верующих наказание огня может быть временным искупительным наказанием. Сам по себе огонь, в своей самой незначительной степени, проявляемый в этом мире в виде болезней и состояний (например, лихорадка), является «дыханием ада».

Совершение греховных поступков – это только одна из причин возможного попадания в ад; основная же причина это неверие, о котором повествует весь Коран. Непринятие посланников, священных писаний, обман Господа и собственной души (лицемерие) (2:9) и прочие виды неверия.

Скажи: "В День суда неверующим не принесет пользы их вера, и они не получат отсрочки". Отвернись от них и подожди, ведь они тоже ждут. (29:30. Пер. Кулиева)

В Судный день каждый уверует от неизбежности и лицезрения происходящего, однако такая вера не принесёт никому пользы, и их свидетельство не будет принято.
Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей. (98:6. Пер. Кулиева)

Поистине, те из обладателей писания и многобожников, которые не уверовали, - в огне геенны, - вечно пребывая там. Они - худшие из твари. (98:5 (6). Пер. Крачковского)

А молитва Ибрахима (Авраама) о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим (Авраам) был смиренным, выдержанным. (9:114. Пер. Кулиева)

Авраам при жизни отца сказал ему, что будет молиться за него, когда тот отказался последовать за Авраамом. «Лишь только Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу: «Я обязательно буду просить для тебя прощения, но я не властен помочь тебе перед Аллахом…» (60:4. Пер. Кулиева).

Если бы отцу Авраама, который был не просто грешником, но неверующим, было предопределено временное мучение, то Авраам бы от него не отрекался, и приведённая в этом стихе «молитва», носила бы другое значение, тогда как в данном случае она носит характер исключительно как выполнение обещания.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись... (I Тим. 2, 4). Для этого Бог и посылал посланников с писаниями, среди которых был пророк Мухаммад, и дарованный ему Коран (15:87).

Мы сказали: "Низвергнитесь оттуда вместе! А если придет к вам от Меня руководство, то над теми, кто последует за Моим руководством, не будет страха, и не будут они печальны" (2:38. Перевод Крачковского).

Ведь если бы Коран был послан только для сынов Измаила, как считают некоторые, чтобы привести людей к единобожию, то для этого не было бы необходимости посылать Писание, а достаточно было бы одного напоминания о единобожии, - послании пророка, который бы призывал соблюдать заповеди прошлых писаний. Однако сказано, что Коран это не только напоминание, причём не просто напоминание о единобожии, а напоминание для миров (!) (6:90), назидание (12:111), различение (2:185; 3:4), руководство для богобоязненных (3:138). Но главное – Милость! (6:154,157; 7:52, 154; 10:57…) И разве это не милость? А сколько предупреждений Бог привёл в Писании, в притчах?

Мы разъяснили людям в этом Коране всякие притчи, но большинство людей отвергает все, кроме неверия (17:89. Пер. Кулиева).

Господь разъяснил людям всё, что можно, — всё, что потребовалось бы им для спасения, для того, чтобы предостеречь от «от Самого Себя» (3:28), ведь «Аллах суров в наказании» (2:211; 3:11).

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Ис. 57, 16)

Упомянутый Вами фрагмент из книги пророка Исайи относится к жизни до Судного Дня, а не к вечной обители.

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня. (Осия 13:14)

Аналогичный пример, где в этой же главе книги пророка Осии упоминается Израиль и наказания за его грехи в «этой жизни» в виде отмщения. Власть ада - это та самая связь, которая связывает грешника ещё в земной жизни, как бы затягивая в свою обитель. Ад желает погубить всех грешников, и эта обитель беспощадна.

В Корана сказано: «В тот день Мы скажем Геенне: «Заполнилась ли ты?». Она скажет: «Нет ли добавки?» (50:30. Пер. Кулиева).

Обратите внимание, Геена, в данном случае, это некая стихия-обитель, подобная небесам или другим творениям в том плане, что те, несмотря на видимое безмолвие и неодухотворённость, имеют в каком-то смысле восприятие.
Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным (33:72. Пер. Кулиева).

То же в других переводах…

Мы предложили Небесам, Земле и горным Исполинам
Вступить с Нами в Завет о Вере.
Они обязывать себя Заветом отказались:
Страшились на себя его принять,
(Обуреваемы великим страхом,
Что сил не хватит соблюсти его).
Но Человек Заветом этим обязался -
Ведь нечестив он был и безрассуден, (33:72. Пер. Пороховой)

В данном случае ад это место, созданное в определённых целях, лишённое какой-либо «снисходительности», оно жаждет поглотить как можно больше душ. Слова “Она скажет: «Нет ли добавки?»” (50:30) являются ответом на понимание слов «ад! где твоя победа?» (Осия 13:14) касательно свойств ада и его «разумности».

Последний же враг истребится — смерть… Да будет Бог все во всем. (I Кор. 15, 26–28)

Он поселил нас по Своей милости в Вечной обители, где нас не коснется ни усталость, ни изнеможение. А тем, которые не уверовали, уготован огонь Геенны. С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся. Так Мы воздаем каждому неверующему (35:35-36. Пер. Кулиева).

Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит… (1 Царств 2:6).

Опять же, здесь имеется в виду время до Судного Дня, где преисподняя - обитель мёртвых («шеол»).

Господь умерщвляет и оживляет; низводит в мир мертвых и выводит из него (Первая книга Царств 2:6. Новый перевод).

В книге Бытие Иаков, решив, что сын Иосиф погиб, впал в состояние печали: «И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его». (Книга Бытие 37:35)

Даже если опустить момент с душевным «схождением» в преисподнюю, то здесь (1 Царств 2:6) прослеживается концепция о переселении душ, но не посмертное вечное пребывание в преисподней (не в аду), а именно «низводит в преисподнюю и возводит» - умерщвляет и оживляет (даёт жизнь – выводит из царства мёртвых).

В Коране есть место, где говорится что, «Он умерщвляет и оживляет» (53:44), - в широком значении, что, однако, не противоречит смыслу библейского стиха.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

К вопросу о том, что адские муки не бесконечны.

И что до тех, кто несчастливы, будут они в огне… Что до осчастливленных, то окажутся они в Саду…
…Дар этот никогда не будет отнят. (Коран 11, 106–108, пер. Садецкого)


В отличие от описания ада, о рае сказано: «Дар этот никогда не будет отнят». Таким образом, пребывание в раю никогда не престанет; «обитание» же в аду — по мере преступлений, как сказано и в Евангелии:

…Ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Матф. 7, 2)

Земные же наши «суды и меры» имеют предел; следовательно, и воздаяние за них («такое же») не может быть бесконечным…

...[Бог], Который хочет, чтобы все люди спаслись... (I Тим. 2, 4)

Желание Бога не может быть отменено. Нет такой силы, которая противостала бы Его воле. Посылание пророков — только одно из проявлений этого Божьего желания…

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание... (Ис. 57, 16)

Эти слова не могут относиться к «жизни до Судного Дня». Ведь эта жизнь — не вечна! А здесь сказано именно о вечности. Бог «не вечно» будет судить (в т. ч. и наказывать), «иначе изнеможет… дух» человеческий. Следовательно, такое «изнеможение духа» не угодно Богу! А ведь «бесконечные муки» как раз и вели бы к полнейшему «изнеможению духа»!..

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня. (Ос. 13, 14)

Это пророчество интерпретируется в Новом Завете именно как относящееся к конечному спасению (а не к событиям земной истории Израиля):

Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное…в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
Жало же смерти — грех... (I Кор. 15, 54–56)


Итак, настанет время, когда уже не будет ни греха, ни смерти, ни ада. (Откр. 20, 14).

Вопрос о душе (нешама) 16.02.2015 Сергей Владимирович
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам вопрос, почему во Второзаконии 20:16 говорится: «…не оставляй в живых ни души», причем на иврите о душе сказано – «нешама», то есть имеется в виду высшая, бессмертная душа. Получается, что высшую душу (нешама) тоже можно убить, раз сказано не оставляй в живых? Но тогда это противоречит учению о бессмертии души. Напишите пожалуйста, как Вы понимаете это место Писания.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!

В приведённом Вами месте «душа» — обозначение человека, без метафорических нюансов и «глубин». Слово имеет в разных контекстах различные значения.

Недельная глава 15.02.2015 Кокурин дмитрий
 Дмитрий . подскажите пожайлуста расписание недельных глав с Новым заветом.
с уважением Дмитрий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Думаю, что лучше читать Новый Завет не по расписанию, но по вдохновению — «как Дух Божий расположит»…

Зул Карнайн 10.02.2015 Павел
 Мир вам Дмитрий Владимирович! Вопрос 1. Кто такой Зул Карнайн В Коране? Вопрос 2. Что за стена которую должны разрушить Гог и Магог? Вопрос 3. Кто это Гог? И что за земля Магог? Как вы понимаете?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!

1. Зул Карнайн — это Александр Македонский, изображавшийся на монетах с рогами как «сын Амона» (последний почитался в виде овна): «Карнайн» — «рога».

2. «Стена» — возможно, образ цивилизации, «ограждающей» народы от полного варварства.

3. Гог — см. Иез. гл. 38–39.


О Логосе 10.02.2015 Павел
 Как вы считаете Логос это Личность или...???

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!

Логос — «Сверхличность», Божественная Ипостась — см. Прит. гл. 8.

7 Небес 10.02.2015 Павел
 Повторюсь с вопросом о небесах!В библии: 1. Небеса небес не вмещают ...? 2. В Коране: Не помню в какой Суре идет речь о 7 небесах? Что это за небеса ???3.В евангелии :Сын человеческий сущий не небесах? На каких небесах?4.В послании к Евесянам:Посадил нас с Ним на небесах? Как это понять???Заранее благодарю за ответы!!!!!!!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!

«Небеса» — иерархически устроенные миры, уровни бытия и сознания.

Идоложертвенное, Рим. 14 05.02.2015 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам вопросы по Посл. к Рим. 14 глава.
Я никак не пойму. А почему вообще верующие ели идоложертвенное мясо? Как оно к ним попадало? Ведь такое мясо наверное где-то в языческих капищах "освящалось"? Что в те времена в Риме нельзя было приобрести другое мясо?
В стихе 20 говориться: "...Все чисто"... Что здесь имеется в виду? Что чисто?
В 16 стихе сказано "да не хулится ваше доброе". Получается, что если сильные в вере едят идоложертвенное, то это доброе? Что ж тут доброго? Ведь сам же апостол говорит, что это приводит к соблазну немощных?
С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

1. Идоложертвенное могло вкушаться в тех местах, куда ученики апостола приходили для проповеди (I Кор. 8, 10; 10, 21). Проповедовать там было можно и нужно, вкушать мясо нельзя. Однако в Рим. 14, 1–3 скорее сказано о диете, а не о жертвах.

2. Рим. 14, 20: всякая пища, разрешённая Словом Божьим, чиста (I Тим. 4, 4–5, ср. Лев. 11 гл.). Идол — ничто (I Кор. 8, 4), поэтому чистую пищу язычников вкушать можно; но если это соблазняет брата, — запрещено (Рим. 14, 21).

3. Рим. 14, 16: «ваше доброе» — это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (там же, ст. 17). Однако это может «похулить» соблазняемый вкушением идольских жертв.

Крещение для мертвых 05.02.2015 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! В одном из ответов вы обьяснили, что первые христиане принимали крещение за своих умерших близких. А вот скажите, в чем был смысл такого крещения? И есть ли сейчас где-то такая практика? Или это все уже утеряно? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

«Крещение для мёртвых» (I Кор. 15, 29) — это, при глубоком мистическом соединении с душой умершего, выполнение «за него» упущенной им в земной жизни возможности. Подобно этому, есть обычай подавать милостыню или кормить голодных «от лица» умершего (в память о нём).

Нефеш-терапия 30.01.2015 Полянская Татьяна Николаевнв
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович! Моей маме 86 лет. У нее сильно опухла нога и незаживающая язва на голени. Один врач сказал, что это рожа, другой - что тромбофлебит. Мы лечили и от того и от другого - улучшений никаких. Еще у нее кашель, иногда с кровью, больная печень и, конечно,общая слабость. Пожалуйста, подскажите какой псалом или псалмы нам читать. Буду очень признательна Вам.
Я выписывала и читала Ваши книги и дарила их другим. Спасибо большое за Ваши труды. С уважением,Татьяна

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Николаевна!

При перечисленных Вами недугах следует Пс. 71 читать над водой ранним утром, пить понемногу до полудня. От язвы попробуйте компресс с оливковым маслом: будет жечь, но поможет.

Книга Екклесиаста 22.01.2015 Иван Анатольевич
 Здравствуйте, Дмитрий! Хочу вас попросить заполнить пробел в исследовании книги Екклесиаста! Несколько лекций ваших слышал по этой книге. Конечно этого мало для полноценной книги, но уже есть какой-то задел в этом направлении! Столкнулся с тем, что эту книгу вообще мало кто исследует в плане оригинала. В основном поверхностно и не глубоко! Думаете ли вы в этом направлении и что можете порекомендовать в русскоязычном варианте почитать? Молюсь, чтобы было побольше добротного материала по исследованию Библии в частности книги Екклесиаста! Дай вам Бог здоровья и творческих успехов!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван Анатольевич!

Благодарю Вас за добрые пожелания и желаю также Вам Божьего благословения!
Если Бог позволит, то в своё время надеюсь написать книжечку об Екклесиасте...

Дата исхода израильского народа из Египта 16.01.2015 Степовой Игорь Сергеевич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, буду очень признателен, если ответите на один вопрос. Как согласуется дата исхода евреев из Египта в 1312 г. до н.э. (согласно иудейской традиции) и дата постройки храма Соломоном, около 950 г. до н.э., как полагают многие историки, с периодом в 480 лет указанным в 3 Царств 6:1? Или же какая-то из этих дат должна быть сдвинута? Да и вдобавок хотелось бы узнать, сколько лет длилась эпоха судей? Буду очень благодарен!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Сергеевич!

По мнению ряда теологов, Исход совершился около 1450 г. до н. э.
По иудейской же традиции, храм Соломона был построен в 833/32 г. до н. э. Итак, хронологии — разные. То же относится и к периоду Судей. Ср. также с точкой зрения И. Великовского в его книге «Эдип и Эхнатон».

Перемены-отмены в Новом Завете 12.01.2015 Владимир
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович.

Вопросы следующие:
1) как в небесной скинии могут быть отменены приношения жертв, которых там и так никогда не было?

2) в Евр 7:12 о какой перемене идет речь? Эта перемена связана с Новым Заветом? Ветхий Завет имел установления о левитах и их служении, а мы же в Новом, а не в Ветхом.

3) что показывает Дух Святой в Евр 9:8, и имеет ли Новый Завет это постановление о скинии земной? И открыт ли нам путь во святилище?

4)в Новом Завете сказано, что не нужно приношений, т.к. в нем прощение. Почему? Евр10:18.
В каком мы Завете и как к нему относятся жертвы?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

1) Приношение жертв не «отменено», а приостановлено в земной Скинии, разрушенной за грехи народа. В небесной же Скинии тем более ничего не «отменено».

2) Евр. 7, 12. На небесах — иное священство: Первосвященником является Мессия (Евр. 8, 1); иная Скиния (там же, ст. 2); иная жертва (там же, ст. 3).
Там действует, конечно, и иной Закон, ведь духи, там обитающие, не нуждаются в плотских постановлениях (Евр. 12, 22–24; Матф. 22, 30–32). Вот о какой перемене говорит апостол!..

3) Евр. 9, 8. Пока мы живём в физических телах на Земле (ср. II Кор. 5, 1–10), мы не можем водвориться «во святилище» — в небесном мире чистых духов. Земная Скиния — это «образ настоящего времени», а обитание в небесных жилищах относится к области «будущих благ» (Евр. 9, 9-11).

4) Евр. 10, 18: «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них».
Да, мы спасены и прощены! Но… «мы спасены в надежде» (Римл. 8, 24), а прощены… условно — «если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца» (Евр. 3, 14). Дело же в том, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2). И мало того: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя» (I Иоан. 1, 8). И вот эти-то вновь совершаемые грехи нуждаются в новом очищении опять и опять…
Поэтому ещё нет полного прощения грехов, и приношение за них — очень даже нужно! (Евр. 10, 18). Об этом приношении говорит апостол Иоанн (I Иоан. 1, 9).

Ад и Рай - вечность 12.01.2015 Дмитрий Сахаров
 Здравствуйте.

О вечности рая и ада говорится в суре «аль-Бакара», причём в этой суре даётся ответ таким образом, что он затрагивает взгляды религиозной группы, а именно иудейской общины, которая считает, что вечные муки будут продолжаться не вечно; и соответственно всем остальным, кто так считает. – То есть является в полной мере актуальным.

Конечно, сам вопрос о мучениях в «огне», «рае» и «аде» в контексте современного иудаизма носит многослойный характер, например интерпретация о наказаниях – перенесении их в нашу реальность, выраженную в бытийном и духовном положениях, состояниях. Но в данном случае речь идёт именно о вопросе вечности ада.

В аятах 81 и 82 суры «аль-Бакара» приводятся два утверждения-аналогии, касательно рая и ада.

81. О нет! Те, которые приобрели зло и оказались окружены своим грехом, окажутся обитателями Огня. Они пребудут там вечно.

82. А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно.

Слово «вечно» в обоих аятах обозначается одним и тем же словом خَالِدُونَ (хАлидун), а это значит, что к аду применяется такая же форма, как и к раю, - отсутствие пространственности, которая характеризовалась бы временем. Из рая человек не сможет выйти Судного Дня, или точнее было сказать, не будет изгнан, в силу определения мироздания и состояния самого человека. Следовательно, если арабское слово خَالِدُونَ (хАлидун), которое переводится как «вечность» употребляется в отношении рая, в котором человек пребудет вечно, то значит и к аду оно применимо в таком же ключе. Данные аяты полностью исключают метафорическое толкование понятия о вечности из-за своей точной аналогии.

Аятом ранее Всевышний говорит о группе, которая не верит в вечность ада из-за своего обольщения.

80. Они говорят: "Огонь коснется нас лишь на считанные дни". Скажи: "Неужели вы заключили завет с Аллахом? А ведь Аллах никогда не изменит Своему обещанию! Или же вы наговариваете на Аллаха то, чего не знаете?"

«Коснётся на считанные дни» – такое отношение подразумевает не только беспечное отношение к последней жизни, но и может выражать некую долю гордыни, тщеславия. Например, некоторые иудеи считают, что ни один еврей не будет вечно находится в аду, только потому, что он еврей. Кто-то же говорит, склоняясь к именам-атрибутам Творца «Милостивый», «Милосердный», что наиболее часто встречается на примере христиан. Но из этих аятов мы видим ясный ответ на данный вопрос, который полностью противоречит мнению о том, что ад не вечен, как в лингвистическом, так и в религиозном ключе.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

В Книге Даниила, как и в Коране, сказано о «жизни вечной» и «вечном поругании» (Дан. 12, 2; в обоих случаях — древнееврейское «ола́м» — «вечность» или «вселенная, мир» ). Также и в Матф. 25, 46 — «мука вечная» и «жизнь вечная»; одно и то же греческое ‹айо́нион› — «вечный» или «[свойственный] эону», т. е. «[принадлежащий определённому] миру»).
В то же время в Коране говорится:

Скажет Он: «Обитать вам в Огне — там пребывать вам, если Аллах не пожелает иного… (6, 128, пер. Садецкого)

Будут обретаться они там столько, сколько выдержат небеса и земля, если только не повелит Господь твой иначе. (11, 107, пер. тот же)

Воистину, в ожидании лежит ад…
Где обитать им долгие годы. (78, аяты 21, 23, пер. тот же)


В последнем случае «хукуб» (множ. число «ахкаб») — «годы», «долгое время», «века», но — не «бесконечное время»!
В Библии сказано определённее:

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Ис. 57, 16)
От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? .. (Ос. 13, 14)


О Боге апостол Павел говорит как о Том,

…Который хочет, чтобы все люди спаслись... (I Тим. 2, 4)

В конце времён —

Последний же враг истребится — смерть… Да будет Бог все во всем. (I Кор. 15, 26–28)

Чтобы согласовать все эти тексты Писаний, разумнее всего понять слова о «вечности мучений» как указания на особый мир (ола́м, айо́н-эон), где нечестивые наказуются. Но пребывание в этом «мире мук» не бесконечно, а соответствует тяжести грехов:

Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит… (I Цар. 2, 6)

Вернёмся к суре Баккара, аят 81:

Да! Тот, кто приобретает зло и кого грехи со всех сторон окружают, те — спутники Огня, в нём они обитают. (Пер. Садецкого)

Здесь сказано, что «обитают» в огне только те, кто «приобретает зло» и окружён грехами. Но ведь адские муки как раз и очищают души. А очистившись — они уже не окружены грехами. Следовательно — и выводятся из ада!..

Закон и жертвы 11.01.2015 Владимир
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Как согласовать следующее противоречие: в одном из ответов вы сказали, что в Гал 3:18 закон, данный после – это закон жертв и он же и был детоводителем ко Христу. А он дан до пришествия Семени, к которому относятся обетования, по вашим словам это второе пришествие Христа. Но как может так быть, если в тысячелетнем царстве этот закон будет действовать? А в Евр 9 сказано, что этот закон дан до времени исправления. А время исправления будет после 1000-летнего царства. Что-то тут напутанно. Уточните, что за приход Семени имеется в виду в Послании к Галатам, и когда будет время исправления и какой закон, следовательно, имеется в виду?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

Сказано:

...Завета о Христе... закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет... (Гал. 3, 17)

Именно завет о Христе не отменяется законом. Но не говорится, что якобы «закон отменяется» заветом о Христе (или пришествием Христа)! Закон, не отменённый, утверждённый Христом (Матф. 5, 17–19; Римл. 8, 3–4; Римл. 3, 31), включает в себя жертвоприношения животных. Они приносятся для очищения отдельных содеянных грехов (Лев. 4, ст. 20, 26, 31, 35; 5, 13; 16, 33-34). В Новом Завете сказано, что «кровь тельцов и козлов и пепел телицы... освящает осквернённых» (Евр. 9, 13). Апостолы продолжали приносить жертвы, доколе стоял Храм (Деян. 21, 18-26). Жертвы перестали приносить не потому, что они якобы «отменены», а только потому, что за грехи народа был разрушен Храм (Дан. 9, 26-27).
Жертва же Мессии принесена не ради прощения отдельных грехов, а для уничтожения греха как такового (Матф. 1, 21: «Он спасёт... от грехов» — не от наказания, а от самих грехов!). Голгофская жертва очищает совесть от мёртвых дел — Евр. 9, 14, а не «заглаживает вину» согрешившего в очередной раз...
Поэтому в конце времён будет отстроен Третий Храм и возобновятся жертвы — для очищения оставшихся отдельных грехов (Иез. 43, ст. 19, 25; 45, 19¬-20). Животные жертвы приносятся в земной Скинии (временно разрушенной) — Евр. 9, 8–10. Они будут возобновлены и продолжены до самого «времени исправления» (там же, ст. 10). Посмотрите вокруг: неужели уже наступило время исправления?..
Жертва же Мессии относится к Небесной Скинии — Евр. 8, 1–2. Христос отнюдь не претендует на то, чтобы «заменить» священников и левитов в их земном служении, ныне временно прерванном (Евр. 10, 1)...


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |