Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник вопрос по кн. Исх. гл.21, ст. 18-19. Там говорится, что если при ссоре человек нанес другому человеку не смертельное увечье, то он должен заплатить ему компенсацию за потерю трудоспособности и давать средства до его полного излечения. То есть в тюрьму человека не сажали. Но, вот вопрос, а если этот человек еще не успев загладить свой вред еще с кем-то поссорился и нанес и ему увечье, а затем и третьему и т.д. То какие меры предусматривал Закон к такому злостному нарушителю? С уважением, Анатолий.
. . :
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Согласно Исх. 21, 18–19 человек, причинивший вред многим людям, должен воздать каждому по мере нанесённого ущерба. В то же время, во Втор. 21, 18–21 описан случай злостного и постоянного нарушения «сыном буйным» общественного спокойствия. Решение о применении той или иной меры выносилось судьями.
Какой перевод Торы на русском языке приближен к оригинальному смыслу? Как по вашему мнению?
И закончил Элохим к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой от всей работы Своей, которую сделал
И завершил Б-г на седьмой день Свой труд, который делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, который делал.
И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ,КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ.
Как не заблудиться в этих переводах?
. . :
Уважаемый Олег!
Лично мне по сердцу Синодальный перевод как наиболее литературный и к тому же «устоявшийся» в сознании русского читателя. Кажется, «заблудиться» в переводах довольно сложно, — все они очень близки по смыслу друг к другу и пользуются синонимами.
О каком дне (число) здесь говорится?
ЭТО - НОЧЬ, ХРАНИМАЯ БОГОМ,
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ,
ЭТО - ТА САМАЯ НОЧЬ, ХРАНИМАЯ БОГОМ
ДЛЯ ВСЕХ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ ИХ.
. . :
Уважаемый Олег!
«Ночь бдения Господу» (Исх. 12, 42, Синодальный перевод) — это ночь с 14 на 15 Нисана, ночь Пасхи.
Мир вам! В псалме 42 говорится: Бездна бездну призывает голосом водопадов ...! О чем речь???
. . :
Уважаемый Павел!
Пс. 41, 8: «Бездна бездну призывает…» — это о страданиях и испытаниях, следующих друг за другом. Ср.: «Беда за бедою; вся земля опустошается…» (Иер. 4, 20). В Пс. 41 Давид благодарит Бога за спасение из этих «бездн» и «вод» (ст. 9).
Здравствуйте! Хочу чтобы вы мне объяснили? что такое грех к смерти и не к смерти в первом послании Иоанна 5гл. 16ст. Дайте полный ответ и, если у вас есть, какие-то комментарии на эту тему, то пожалуйста укажите их. Спасибо за ваш труд.
. . :
Уважаемый Поп Михайло М.!
В Пятикнижии указаны грехи, за которые полагалась смертная казнь (напр. Исх. 21, ст. 12, 14, 15–17, 29 и др.). За другие же грехи приносились жертвы, полагалось заплатить и т. п. (Исх. 21, ст. 13, 18–19, 26–27 и др.). Во дни Апостолов разделение грехов — «к смерти» и «не к смерти» — было у иудеев общепринятым, поэтому Иоанн не считает нужным объяснять, какой грех — «к смерти».
Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник вопрос по кн. Неемии 8 гл.17 стих. Там сказано, что возвратившиеся из плена сыны Израилевы отпраздновали Праздник Кущей. И сказано, что они не праздновали его от дней Иисуса Навина. А почему же не праздновали? Ведь были же и благоприятные времена. Например , когда царствовал царь Соломон? С уважением, Анатолий.
. . :
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Неем. 8, 17: «…Не делали так сыны Израилевы». Но в III Цар. 8, ст. 1, 65–66; II Пар. 7, 8–10 описан праздник Кущей при Соломоне (ср. Лев. 23, 39–42). Кущи, конечно, праздновали постоянно. К чему же относится: «Не делали так…»? — К радости Праздника: подобной радости не было от первых Кущей на Святой земле во дни Иисуса Навина — до возвращения из Вавилона, сопровождавшегося особым ликованием (Пс. 125, 1–2).
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Никак не могу понять, почему Иоанн Креститель послал своих учеников к Мессии с вопросом: «Ты ли Тот, Который должен прийти или ожидать нам другого?» Неужели он усомнился в Мессии? Или он думал, что Мессия должен как-то освободить его из темницы? Или какая-то другая причина? С уважением, Анатолий.
. . :
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Посылание Иоанном учеников к Иисусу произошло ради самих учеников (ср. Матф. 11, 2–6 с Иоан. 1, 35–42). Иоанн, будучи великим пророком, прекрасно знал, кто такой Иисус (ср. Иоан. 1, 29–34).
Ваше мнение о смерти Моисея: умер и был захоронен, взят на небо живым, воскрешён раньше Иисуса, избежал попадания в преисподнюю?
. . :
Уважаемый Олег!
Мы должны научиться «не мудрствовать сверх написанного» (I Кор. 4, 6). О Моисее написано, что он умер (Втор. 34, 5–7). В то же время: «…Он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нём не истощилась» (там же!). Как же у умершего человека может остаться острое зрение («не притупилось») и жизненная сила («не истощилась»)?..
Что значит хула на духа святого. И что значит грех к смерти, какой грех имеется в виду?
. . :
Уважаемая Назгуль!
1. Хула на Духа — это приписывание Его деяний злому началу, при том, что хулящий ясно осознаёт их истинный — Божественный — источник (Матф. 12, 22-37; Марк. 3, 22-30).
2. Грех к смерти — это такой грех, за который, согласно Закону Божьему (Торе), полагалась смертная казнь (см. Исход 21, ст. 12, 14–17, 29 и др. места).
Уважаемый Дмитрий, в тексте 53 главы книги Исаии присутствуют вопросы пророка. Были ли в первоначальном тексте знаки вопроса?. Как Вы думаете, что это за вопросы? - Это было непонятно самому пророку, или Исаия не хотел полностью раскрывать весь смысл откровений? С благодарностью и благословением, Ирина
. . :
Уважаемая Ирина Михайловна!
Первоначальный текст не имел огласовок и знаков препинания. В Масоретском тексте «знаки интонации» проставлены. У Иоанна (12, 37-38) текст Исайи 53, 1 воспринимается как два вопроса, то же в Рим. 10, 16. Значит, в I в. н. э. вопросительная интонация чётко осознавалась и интерпретировалась как пророчество о том, что только ограниченное число людей поверит Мессии.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Как вы думаете, в чем главное отличие человека от животного? Я думаю в том, что животные в отличие от человека не обладают разумом. Ведь способность разумения мы получаем, потому что имеем высший уровень души – нешама. Но вот в одной из своих лекций Вы говорили, что некоторые животные обладают начатками разума. Тогда вопрос, откуда эти начатки разума у животных? И еще вопрос. В книге Екклесиаст говорится о том, что у животных есть дух (руах). Но разве животные могут жить на уровне духа? И еще вопрос. В той же книге Екклесиаст не исключает возможности, что после смерти дух животных может взойти вверх. А что это означает? Ведь животное не имеет бессмертной души нешама. Или у животных какая-то особая душа, и тогда возможно какие-то отдельные от человеков райские обители? С уважением, Анатолий.
. . :
Уважаемый Анатолий Игоревич!
То, что животные по-своему разумны, теперь не отрицают и биологи. Когда дух осознаёт себя на уровне животного, — он уже близок к превращению в таковое («не давайте святыни псам», «скажите этой лисице», «тельцы васанские» и т. п. — в Писании). Зверь, человек, Ангел — звенья одной цепи, ступени единой лестницы.
Здравствуйте, скажите пожалуйста, какой из переводов Нового Завета более приближен к оригиналу:
Синодальный 1976
IBS 2010
РБЦ 2007
РБО 2001
Кулаков 2000
WBTC 1993
Слово жизни 1991
Лутковский 1990
Кассиан 1970
Я читаю Библию по интернету и когда не понимаю какой-то стих, то нажимаю на него, и выходят все переводы данного стиха. Иногда другой смысл в некоторых книгах. Хотелось знать ваше мнение – какой перевод более приближен к оригиналу?
. . :
Уважаемая Назгуль!
Из переводов наиболее литературный и в то же время «устоявшийся» – конечно, Синодальный. В остальных есть удачные находки, но ни один из них не «приближен к оригиналу» более других.
Здравствуйте,
если не трудно - объясните: в 11 главе Евангелия от Марка смоковницу проклял Иисус, и она засохла.
В чем ее «вина», ведь «еще не было времени собирания смокв»...
Спасибо.
С уважением, Ольга.
. . :
Уважаемая Ольга!
О «вине дерева» говорить, в буквальном смысле, не приходится…
Смоковница символизирует Израиль. Народ Божий должен был принести первый плод — раньше, чем другие «народы-деревья». Ведь есть деревья, плодоносящие ранее общего срока. Согласно Писанию, именно этот духовный плод и ожидался. Не принеся его (во всенародном масштабе), «смоковница» понесла кару.
Здравствуйте, очень уважаю Вас как человека мудрого и имеющего откровения от Бога. Мы с мужем исповедуем христианство, не лишая его иудейских корней, не разделяя Библию на Ветхий и Новый заветы. Помогите разобраться, мой муж говорит, что полюбил ещё одну девушку (христианку), хочет чтобы она стала его второй женой, т.е.говорит что любит нас обеих. Я верю в Божье постановление в Бытие 2, 24 «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть», как в изначальное постановление Божье. Муж считает, что в слове «жена» здесь Бог подразумевает весь женский род, а не конкретную женщину, а также говорит о многоженстве в ветхозаветние времена, как о воле Божьей для человека. В моем сердце печаль. Скажите, как должно быть, что и как следует понимать. Благодарю за ответ!
. . :
Уважаемая Наталия!
В последние века многожёнство официально существовало (в прошлом!) только у мормонов и у представителей некоторых крайне маргинальных сект. В Новом Завете (I Кор. 7, 2-5, 10-11, 12-16, 27, 28; Еф. 5, 31-33 ) однозначно говорится о единобрачии.
Дмитрий Владимирович помогите понять, что имел в виду Христос, когда говорил купить меч, продав одежду - Лук.22:36. Спасибо.
. . :
Уважаемый Сергей!
Буквальный смысл приобретения меча (которым апостол Пётр «отсёк ухо» Малху) — дать своим судьям «вещественное доказательство» вины («мятеж») и, таким образом, оправдать их самих («не вмени им… »). Символическое значение: «продать одежду» — отказаться от внешнего ради «купить меч» — обретение внутренней духовной силы Слова…
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Почему Павел не подставил другую щеку архиерею, как учил Иисус? И почему посещал храм, ведь тот был осквернен и богооставлен, судя по сообщению Талмуда о прекратившей менять цвет нити?
. . :
Уважаемый Иван!
«Подставлять щёку» — предписание, касающееся личных отношений. Апостол же действовал публично, и Дух побудил его изречь пророчество о наказании архиерея.
Все ученики Иисуса посещали Храм и пребывали в нём (Лук. 24, 53). Храм, пока существовал, оставался средоточием Богослужения — и мог избежать разрушения, если бы священники покаялись.
Я был крещён в православии, но с недавнего времени стал искать истину в Писании, в православном учении больше ссылаются на святых отцов, а если начинаешь углубляться в изучение Ветхого завета, Пророков и Нового завета, то видишь, что много принесено изменений на соборах в послеапостольское время. Примеры – наложение креста рукой, почитание икон, ношение креста нательного, почитание Богородицы и святых, причём даже в православии у разных направлений это отличается, примером могут служить старообрядцы.
Священники говорят, что без церкви спастись нельзя. Кому церковь не мать, тому Бог не отец! Можно ли спастись изучением Священного писания и исполнения заповедей, без принадлежности к православной конфессии?
Ведь как повторяет православное духовенство – истина только у них. Сам человек без посещения церкви, исповеди, причащения и исповедания православия не может спастись. И этому есть много ссылок на слова святых отцов и русских святых.
А если ты сам будешь изучать писания без опоры на святоотеческое наследие, то это путь к прелести или ереси.
То есть получается, что нужен посредник между изучающим Писание и самим Писанием, а также посредник между Богом и прихожанином.
Так можно все-таки самому спастись и обращаться к Господу напрямую? И как правильно построить связь с Богом, ходить пред Ним?
. . :
Уважаемый Д. А. Каплюков!
Полагаю, на Ваш вопрос нельзя ответить однозначно. Лишь внутренний, духовный опыт может позволить каждому найти правильное (только для него лично!) соотношение между усвоением наследия Церкви — и собственным поиском Истины.
Так и апостол советует: «Вникай в себя и в учение…» «В себя» — в глубины собственного внутреннего мира. «В учение» — в Писание и Предание своей религиозной общины, аккумулирующие столетия духовных поисков множества душ…
«Ветхий днями» (по-арамейски <Ати́к Йоми́н> — «Древний годами», Дан. 7, 9) означает — «Древнейший», «Изначальный». Так именуется Бог как Предшествующий всему творению.
Дмитрий Владимирович, планируете ли вы создание книги о Царе Давиде???
. . :
Уважаемая Кристина Владимировна!
На Ваш вопрос отвечу словами Апостола Иакова:
Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;
Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»… (Иак. 4, 13–15)
Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник такой вопрос. В Евангелии много говорится о том, что Иисус воскрешал мертвых. Ну вот к примеру – он воскресил сына Наинской вдовы. Если я правильно понимаю, то воскрешена была душа этого умершего. Воскрешенная же душа оживила и вернула к жизни физическое тело. Но если душа этого человека была мертва, то она пребывала ведь не в раю, а где-то в преисподней. И получается, что она по молитве Мессии вышла из ада. Если это так, то получается, что это произошло исключительно по милости Всевышнего? Почему же тогда для одних душ требуется покаяние, принятие веры в Мессию для их воскресения, а вот другие души получают воскрешения иначе? С уважением, Анатолий.
. . :
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Душа сына Наинской вдовы была возвращена в тело подобно тому, как это совершалось Илией и Елисеем. Где находилась душа между смертью тела и оживлением его, не говорится. Во всех таких случаях, очевидно, существуют особые обстоятельства «незавершённости земного пути».
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Я задумался над таким вопросом. Может ли такое быть? Вот к примеру, у человека в роду есть праведный предок, принявший мученическую смерть во освящение Имени Божия. Может ли этот человек, несмотря на то, что он живет не совсем праведно, получать от Всевышнего какие-то милости и блага за заслуги своего праведного предка? С уважением, Анатолий.
. . :
Уважаемый Анатолий Игоревич!
О заслугах предков (ср. Исх. 20, 5): «предком» может быть и сам человек в одном из предыдущих существований, и тогда связь между заслугой и воздаянием очевидна. В других случаях вступают в силу особые связи между душами (ср.: «отрока, с душою которого связана душа его» — Быт. 44, 30; ср. также I Цар. 18, 1).
Шалом Вам, Дмитрий Владимирович! В книге Исход 15 гл. в 25 стихе сказано «Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его». Вопрос такой: о каком уставе и о каком законе здесь идет речь? (Синайский закон был дан позже). Заранее большое спасибо!
. . :
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
«Устав и закон» — в общем смысле. Бог начал наставлять народ в том, что в Его руке — власть над всем, как духовным, так и материальным, и что повиновение Ему избавляет от любой «горечи» — «болезней египетских» (в следующем стихе). Он может любое зло («горькую воду») превратить в добро («сделать сладким»).
«Устав и закон», в целом, и состоят в том, что в любых обстоятельствах следует не роптать («возроптал народ» — ст. 24), а молиться («Моисей возопил к Господу» — ст. 25).
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Хочу выразить вам огромную бллагодарность за ваши книги, за то, что предоставляете возможность свободно прочитать их на сайте! Ваши труды помогают приблизиться к Творцу, понять Его. Ваша книга о Книге Иова потрясла до основания, вызвала много прозрений и озарений! А книга «Нефеш-терапия» помогла мне избавиться от глухоты! А я буду с трепетом и с большим желанием ждать новых ваших книг. Особенно волнует тема познания законов духовного мира, возможно ли, действительно, человеку уподобиться Творцу, стать совершенным, как совершен Он. Всех вам благ!
. . :
Уважаемая Зинаида Аркадьевна!
«Благодарю Вас за благодарность», если можно так выразиться.
Желаю истинных благ во всём в наступившем году!
Уважаемый Дмитрий Владимирович! В Новом завете апостол упоминает людей, которых называет малакии. Я просмотрел разные комментарии, но хотел бы услышать ваше мнение. Что это за люди? С уважением, Анатолий.
. . :
Уважаемый Анатолий Игоревич!
«Малки́а» — греч. «изнеженность», «слабость». Подходящий аналог — абулия, безволие. Такие люди осознанно не желают совершать то самое «усилие», которым берётся Царство Божие.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! В Псалмах и Притчах много сказано об языке, об устах. А что означают язык и уста в символическом смысле? С уважением, Анатолий.
. . :
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Язык — формирует звуки, уста — произносят. Язык поэтому символизирует «сложение» мысли, уста — её внешнее выражение.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник такой вопрос. Навуфей не уступил царю Ахаву свой виноградник и был ложно обвинен и предан смерти. Ну, а вот потом-то, как же мог Ахав завладеть этим виноградником? Или царь имел право присваивать имение тех людей, которые были преданы смерти? С уважением, Анатолий.
. . :
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Ахав не имел права, но как деспот сам «создавал» для себя право.
Здравствуйте!
1. Можно ли читать гороскопы? Кто-то говорит нельзя, но в библии Иисуса нашли звездочеты, чтобы поклониться ему.
2. Есть служение, где промаливают человека, разрушают проклятья его и его предков. Это правильно?
3. Необходимо ли исповедовать соделанные грехи служителю или можно только Богу?
Я буду очень рада, если вы ответите, заранее спасибо, я вас очень люблю!
. . :
Уважаемая Назгуль Медетовна!
1. Писание содержит запрет на магическое вмешательство в жизнь человека, на обращение к тёмным духам. Поскольку же астрология — это только констатация фактов, связанных с рождением человека — она под запрет не подпадает. Иное дело – практики, связанные с «влиянием на судьбу»…
2. Для ответа на этот вопрос необходимо иметь дар различения духов (I Кор. 12, 10) — чтобы не попасть в сети тёмных сил или обманщиков…
3. Этот вопрос каждый человек должен решать сам — как совесть подсказывает, как личная вера располагает…
Можно ли просить прощения за других людей, а также за умерших? И если можно, то не понесу ли я наказания, которое должны понести они?
. . :
Уважаемая Назгуль Медетовна!
«Просить прощение за других» — странная мысль и формулировка: ведь и в быту, если человек не извиняется, сложно извиниться за него (разве что это дитя малое, или извинение приносится из вежливости: «Вы уж его простите…»)
Но молиться можно в любом случае.
Здравствуйте и Мир Вам, планируете ли вы сделать свой смысловой перевод Корана или написать комментарии на имеющийся перевод (на весь Коран как в книге Ведение в Ветхий Завет на всю Тору), если нет, то почему?
. . :
Уважаемый Руслан!
К сожалению, переводить Коран или писать к нему комментарий я возможности не имею, поскольку область исследований у меня «более узкая» — библеистика. Но, как Вы понимаете, и в этой области «дел невпроворот»…