Дмитрий, я почитал немного ваши работы, и у меня сложилось впечатление (может быть - ошибочное?), что вы верите, если можно так выразиться, в истинность и святость буквально каждой строчки Библии, Корана...
Но вам, наверно, известно, что Коран при жизни Мухаммеда вообще практически не записывался, есть мнение, что Левит был написан лет через триста после Моисея, а Евангелие от Иоанна, насколько я помню - лет через сто после Иоанна и т.д. Обо всём этом можно спорить, но есть же и очевидные вещи: например, первые две главы Библии о сотворении мира противоречат друг другу, в книге Иезекииля явно описываются аппараты каких-то деструктивных пришельцев, выдававших себя за "Бога". Многие справедливо полагают, что в Ветхом Завете вообще описываются ПОД ВИДОМ ОДНОГО РАЗНЫЕ БОГИ, как минимум один из которых, похоже, совсем даже и НЕ БОГ, а скорее наоборот - т.к. он наделён в основном отрицательными, мягко говоря, совсем не Божественными качествами. И ВСЕ ЭТИ БОГИ/НЕ БОГИ перекочевали в том числе и в Коран, и в какой-то мере даже в Новый Завет.
Что вы обо всём этом думаете? Есть ли с вашей точки зрения в Библии, Танахе, Коране искажения? И если есть - то какие? Где, в каких местах, в каких книгах их больше всего?
. . :
Уважаемый Борис!
1. Коран заучивался слушателями наизусть. Эпическая традиция арабов, сохранение слова в слово предшествующей устной поэтической традиции гарантирует аутентичное воспроизведение текста и дальнейшую запись без искажений. Тем более, что слушателей-передатчиков было много.
2. Книга Левит не отличается лексически, стилистически и т. п. от остального текста Пятикнижия. «Библейские критики» в этом и подобных вопросах опровергают друг друга.
3. Идейное и художественное единство Евангелия от Иоанна в последнее время получило новые, пожалуй — неопровержимые, подтверждения.
4. Первые две главы Бытия дополняют и объясняют одна другую. Об этом я написал достаточно подробно во «Введении в Ветхий Завет».
5. Начало Книги Иезекииля не описывает «космические аппараты», а излагает глубокие духовные тайны. Что именно показалось Вам «деструктивным» в этом изложении?
6. О ком это Вы говорите, что он «наделён отрицательными качествами»? Каковы эти «качества»?
7. Чем, на Ваш взгляд, отличаются приведённые Вами доводы от вопроса библейского змия: «Подлинно ли сказал Бог…»?
Как Вы думаете, может ли «змий» привести в защиту своей позиции аргумент лучший, чем «ниспровержение» Божественного авторитета Писания? Какие доказательства могли бы побудить Вас изменить своё мнение?
8. Искажения и несоответствия могут относиться к переводу и/или пониманию Писаний, но ведь не к духу же и букве Божественного Слова (II Петр. 1, 19–21; II Тим. 3, 15–17)!
:
Уважаемый Борис!
Обсуждение поднятой Вами темы можно услышать также в беседе Д.В. Щедровицкого «Критика библейской критики».