Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Вопросы автору    Ответы на вопросы, заданные на сайте

Вопросы автору

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий

О двух человеческих духах и о двух духовных переживаниях 28.08.2012 Фарафонов Сергей Владимирович
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Во-первых, не могу не поблагодарить Вас за хороший лаконичный ответ по существу моего вопроса.

Я согласен с Вами, что Адам был сотворён не слепым, а зрячим, т.е. рождённым свыше, и Вы это правильно подметили. Но один момент, как мне кажется, Вы всё-таки не учитываете.

В Библии о человеческом духе говорится в двух аспектах, то есть, в Библии говорится о двух совершенно разных человеческих духах:

Первый человеческий дух - это сотворённый орган. Этот человеческий дух имеет совесть, интуицию (орган познания) и т.н. орган общения с Богом. О сотворении Богом такого человеческого духа говорится в стихе Зах.12:1:

Захария 12:1 Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит...

Именно наличием этого тварного органа (человеческого духа) и отличается человек от всех прочих тварей, а по значению сотворение Богом человеческого духа сопоставимо, как видим из стиха Зах.12:1, с образованием неба и "основанием земли".

Этот человеческий дух был, конечно, у Адама, есть он и у всех его потомков. В день грехопадения Адам духовно ослеп, в него вошло лукавство (духовная смерть), и он утратил связь с Источником Жизни, его дух перестал функционировать должным образом, что привело к его духовной смерти. Исполнилось Божье пророчество, и в результате грехопадения Адам умер, а в нём умерло и всё человечество.

Прообразом этой духовной (т.е. истинной) смерти является человеческая слепота. Возможно, инициировал это ослепление сам Адам, когда решил скрыться от лица Божьего среди деревьев рая. А чтобы получить исцеление от этой слепоты и снова стать зрячим (духовно живым), человеку нужно возродиться, т.е. родиться заново, "родиться свыше":

Ин.3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Но одно только наличие у людей этого органа (человеческого духа), даже оживотворённого Богом, ещё не делает людей Божьими детьми. Уверовав в Божье искупление, грешник рождается свыше, обретает духовное зрение, но это прозрение ещё не рождает в нём новую вечную нетварную жизнь (зоэ). Умственная вера только оживляет ветхого духовно мёртвого человека (оживляет его мёртвый дух), но она не рождает в нём новую истинную вечную нетварную Жизнь.

Логично спросить: а что же рождает эту Жизнь?

- Смерть, одна только смерть рождает Жизнь!!! Без добровольных и сознательных усилий самого человека Божья жизнь (зоэ) не рождается! Человек должен добровольно распять в себе ветхого Адама, и только после этого в нём родится Христос.

Только так рождается новый человек, только так Бог создаёт человека по образу Божьему, только так грешник становится Божьим сыном, становится новым (истинным) человеком во Христе Иисусе.

Ин 3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Рождение от воды и Духа подразумевает смерть и воскресение. Образом этого является переход евреев через море (крещение в смерть) и их переход через Иордан (символ воскресения). На то же самое указывает и практика менять имя служителя при его посвящении в духовный сан: ветхий человек умер, а служит Богу новый человек.

Как видите, Дмитрий Владимирович, в Библии есть два совершенно разных человеческих духа:

первый дух - это тварный орган (Зах.12:1),
второй дух – это новая нетварная личность, рождённая от Духа Божьего (Ин.3:6).

Мне кажется, что на эти два аспекта человеческого духа толкователи Библии своего внимания не обращают...

* * *

Вывод:

Человек был сотворён для того, чтобы ему быть живым Божьим домом (местом Божьего обитания) и действующим Божьим храмом (местом поклонения Богу в духе и истине).

Адам был сотворён «душею живою», он имел временную тварную душевную жизнь (псюхе), но в нём изначально не было духовной нетварной вечной жизни (зоэ), Адам не принял в себя плод от дерева жизни, в сердце Адама не обитал Бог Духом Святым(!), как Он обитает ныне в сердцах детей Божьих. Изначально Адам не был ни Божьим домом, ни Божьим храмом!

Поэтому, я считаю, неправомерно говорить об этом Адаме, что он был сотворён по образу Божьему. Сегодня, чтобы стать образом Божьим, человек должен вначале возродиться, т.е., родиться свыше (прозреть духовно). Потом человеку надо родиться от Святого Духа, приняв в себя вечную нетварную жизнь зоэ (рождение от воды и Духа – это не рождение свыше, это не одно только прозрение ветхого человека, но это есть смерть в Адаме и воскресение во Христе). После этого, взирая открытыми глазами на славу Господа, дети Божьи преображаются в тот же образ (2Кор.3:18), преображаются по образу Создавшего их (Кол.3:10), преображаются по образу Божьему (Быт.1:27). Таков, вкратце, Божий план относительно человека!

* * *

Да, из второканонических книг Ветхого Завета можно вывести доказательство, что первый Адам всё-таки был рождён от Духа, но ведь это противоречит каноническому Писанию. Во-первых, это противоречит Первому Посланию Апостола Иоанна:

1Иоан.3:9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

1Иоан.5:18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Кроме этого, не учитывается ещё один важнейший момент. Вы пишете:

"Отсюда следует, что «дыхание Бога», т. е. Дух Святой, было «вложено» в Адама от создания его, т. е. Адам был рождён от Духа, ведь рождение от Духа — это соединение духа человеческого с Духом Божьим (Римл. 8, 9, 11, 15, 16).
Адам слышал голос Божий и не страшился Его — а это признак рождённого от Духа (Иоан. 3, 8)".

Но давайте спросим себя: о каком именно Духе говорит Христос в Ин.3:8 и Апостол Павел в Рим.8:9,11,15,16? О том ли самом Духе, который когда-то «носился над водой» (Быт.1:2)?

- Нет! Апостол Иоанн в Иоан.7:37-40 говорит, что до времени прославления Иисуса Христа ДУХА ЕЩЁ НЕ БЫЛО!!!

37 В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет.
38 Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой.
39 Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан.7:37-40, пер. Кассиана)

Если во времена Иисуса Христа ДУХА ЕЩЁ НЕ БЫЛО, то во времена Адама Его, тем более, не могло быть. Таким Духом Христос стал только в Своём воскресении:

1Кор.15:45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть ДУХ ЖИВОТВОРЯЩИЙ (!)

Следовательно, быть рождённым от этого Животворящего Духа Адам, ясное дело, никак не мог. Ничто тварное не вечно. Всё, что однажды появилось в видимом мире, в один прекрасный день обязательно должно умереть. Разве это надо доказывать?

Но чтобы наследовать спасение и жизнь вечную, тварный человек должен верой умереть в Адаме и родиться во Христе. Никаким другим способом перейти из времени в вечность, из смерти в жизнь, из плоти в дух, из Адама во Христа, из земли Египетской в землю Ханаанскую, я считаю, невозможно.
Следовательно, быть рождённым от этого Животворящего Духа Адам, ясное дело, никак не мог. Ничто тварное не вечно. Всё, что однажды появилось в видимом мире, в один прекрасный день обязательно должно умереть. Разве это надо доказывать? Но чтобы наследовать спасение и жизнь вечную, тварный человек должен верой умереть в Адаме и родиться во Христе. Никаким другим способом перейти из времени в вечность, из смерти в жизнь, из плоти в дух, из Адама во Христа, из земли Египетской в землю Ханаанскую, я считаю, невозможно.

. . :
Уважаемый Сергей Владимирович!

Относительно слов: «Духа ещё не было» (Иоан. 7, 39). Из контекста следует, что правильное понимание — «ещё не было на них Духа Святого» (так в ряде древних греческих рукописей). Ведь Дух Святой, сходивший на избранных Божьих, существовал изначально (ср. Числ. 11, 25–29 — Дух пророчества, имеющий те же свойства и дающий те же дары, что и в Новом Завете — см. I Кор. 12, 8–11. Пророки Ветхого Завета предсказывали, исцеляли, вразумляли, оживляли мёртвых — ср. деяния Илии, Елисея, Исайи и др.). И сам Иисус, всегда точный в слове, говорит о Духе Святом в третьем лице, а не в первом, по отношению к будущему проявлению Духа Божия в апостолах:

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. (Иоан. 14, 16–17)


В третьем лице Дух упомянут здесь несколько раз.
Ср. так же:

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Иоан. 14, 26)

И ещё:

…пошлю Его к вам… (Иоан. 16, 7) ;

…И Он, придя, обличит мир… (Иоан. 16, 8) ;

Когда же приидет Он, Дух истины... (Иоан. 16, 13) ;

наконец,

Он прославит Меня... (Иоан. 16, 14) .

Из всех этих мест ясно различие между «Я» и «Он», многократно подчёркиваемое Иисусом.


[ ]

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |