Меня заинтересовала следующая тема в христианском богословии.
Традиционная Церковь утверждает веру в "Бога-Сына" Иисуса Христа, поясняя, что вторая Ипостась Троичного Бога воплотилась во времени и пространстве - и так появился "Богочеловек" Иисус Христос. Одновременно Бог и человек по природе, то есть имеющий две природы, но только одну личность.
И эта Личность (Ипостась "Бога-Сына") как бы вобрала в себя вторую природу – человеческую.
Два вопроса к Вам, Дмитрий Владимирович.
1. Если в Личности Бога, по церковному учению, происходят такие существенные события (Личность Бога Сына теперь реализует сразу две природы – Божественную и человеческую) – то не тождественно ли это ИЗМЕНЕНИЯМ, произошедшим в Боге? И не противоречит ли это библейскому тексту, который ясно сообщает, что Бог не изменяется?
2. Церковные христиане на это отвечают, что изменений нет, ибо божественная природа остаётся неизменной, а "Бог-Сын" «просто» присоединяет, «вбирает» в Себя вторую – человеческую – природу. А Ипостась, то есть личностное «Я», остаётся та же – Ипостась "Бога-Сына".
Соответственно у образовавшегося таким образом Богочеловека – одна Личность (личность "Бога-Сына"), но две полноценных природы – божественная и человеческая.
Вопрос: как такое возможно?
Ведь в мире нет и не может быть некой «бесхозной» человеческой природы (как нет, к примеру, некоего абстрактного дерева. Каждое дерево вполне конкретно: оно обладает «адресом», отличительными признаками, и т.д. "Дерево вообще" – это абстракция, и его нет в действительности).
Своей конкретной («своей собственной») человеческой природы нет и у Бога, ведь Бог – не человек (как об этом сообщает Библия).
Откуда же "Бог-Сын" заимствует человеческую природу? Где, у кого Он её берёт? У человека Иисуса Христа? Но тогда получается, что этот конкретный человек (человек Иисус Христос) является личностью, человеческой личностью! Потому что, повторюсь, человеческая природа не существует и не может абстрактно существовать в реальности, а реализуется только в конкретных человеческих личностях – в Адаме, в Исмаиле, в Моисее, в Наполеоне, в Чехове, и других.
В таком случае логически получается, что и личностей в Иисусе должно быть две – и Божественная, и человеческая? Ибо без конкретной человеческой личности не «запускается» (не реализуется) человеческая природа, а своей собственной человеческой природы у Бога нет!
3. И ещё один вопрос. По церковному богословию получается, что вобрав в Себя человеческую природу, Бог неизбежно приобретает и все её слабости и особенности? Ведь Личность-то в "Богочеловеке" Божественная!
А значит, Божественное «Я» проходит через сугубо человеческие испытания – боится, колеблется, сомневается?! Испытывает искушения?
Да можно ли в здравом уме и в твёрдой вере предположить такое про Аллаха? Не кощунство ли это – приписывать такое Всевышнему?
Дмитрий Владимирович, помогите разобраться!
P.S. Понятие "Бог-Сын" взял в кавычки, ибо я не разделяю такое учение и лишь по необходимости прибегаю к церковной терминологии.
. . :
Уважаемый Мухаммад!
Свидетельствуя о себе самом, Иисус обратился к пророчеству Исаии, предсказывающему явление Мессии:
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня… [Ис. 61, 1–2]. …И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. (Лук. 4, 17–21)
В этих словах, изречённых пророком Исаией и подтверждённых Иисусом, и содержится ясное Библейское учение о Мессии как о великом Посланнике Божьем, помазанном Духом Святым (ср. Матф. 3, 16–17; 19, 17; I Тим. 2, 5). Богословие же отцов Церкви и Соборов — это огромная отрасль теологии, которой посвящены десятки тысяч специальных исследований.