Уважаемый Дмитрий Владимирович,
обращаюсь к Вашим обширным историческим знаниям: есть ли подтверждение независимыми от Евангелия источниками существования традиции отпускать на Пасху одного преступника? Вопрос вызван следующим: Владимир Славинский в опусе, посвященном истории европейского антисемитизма, утверждает, что такой традиции не было http://botinok.co.il/node/85518. В этой, преследующей благородные цели, статье автор часто оперирует умозаключениями вместо источников. Так была традиция или нет? В данном случае речь идет о достоверности Евангелия.
. . :
Уважаемый Владимир Михайлович!
Об узаконенном обычае римских властей отпускать узников иудейских по праздникам — сообщений, действительно, нет. Упоминания о подобных греческих и римских обычаях во время языческих празднеств — к делу относятся мало. Обратите, однако, внимание на конкретику сказанного:
На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать... (Матф. 27, 15)
«Правитель» здесь — лично Пилат, и нет оснований думать, что отпущение узника непременно было узаконено римской властью. Импульсивный, жестокий и непоследовательный Пилат имел свои собственные «обычаи», которые вряд ли могли быть исторически засвидетельствованы вне текста Евангелий — как и частные прихоти других властодержцев.
О том же говорит и Марк:
На всякий же праздник отпускал он... (Марк. 15, 6)
— он (лично), а не по закону или традиции общеримской! — и Лука:
А ему и нужно было… отпустить... (Лук. 23, 17)
— это было нужно ему, Пилату, это было его решение… — и Иоанн:
Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху… (Иоан. 18, 39)
— Пилат ссылается лишь на себя («Я»), а не на других правителей.
Вот, полагаю в чём разрешение трудности. И четыре евангелиста единогласны в свидетельстве об этом «обычае Пилата»!..