Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Учение о Христе у древних христиан 06.11.2013 Мухаммад Каспийский
 Дмитрий Владимирович, приветствую!

Большое спасибо Вам за ответ в теме «Коран и учение о Логосе». Насколько я понял, Вам близки несторианские взгляды о Боге, Логосе и Иисусе Христе.

Поясню, что я имею ввиду. Как-то я стал очевидцем довольно глубокой дискуссии между православным и несторианином. ПРАВОСЛАВНЫЙ собеседник излагал в целом известное нам церковное учение: Бог троичен в трёх Лицах (Ипостасях) Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Лица различаются по своим ипостасным особенностям: Бог-Отец рождает, Бог-Сын рождается, Бог-Святой Дух исходит. А Иисус Христос это и есть воплотившийся (ставший человеком, оставаясь Богом) Бог-Сын.

Понятно, что как мусульманин в «Бога-Сына Иисуса Христа» я не верую (любя и почитая Христа как Посланника Божьего и Мессию), но тут стараюсь объективно передать мысль одного из собеседников.

Так вот, когда тот НЕСТОРИАНИН стал возражать православному оппоненту – я подумал: «Ого! Это гораздо ближе к тому, о чём рассказывает Д. В. Щедровицкий!».

Несторианин пояснил, что они иначе всё это понимают. Для них Отец – это Бог "в Себе", непостижимый Бог, трансцендентный Бог («Бога не видел никто никогда»). А вот Логос и Дух – это как бы имманентные стороны того же Бога (Единственного, кроме которого нет другого!), но уже в проявлении к миру. Логос и Дух - это словно "две руки" Бога, одной с Ним сущности, Которыми Он творит и действует в мире.

Несторианин также заявил, что ранние христиане придерживались адопционистской христологии. То есть Иисус воспринимался ими как человек, как человеческая личность, находящаяся в особо тесном контакте с имманентной стороной Бога (Логосом).

(Видимо, это то, о чем Вы указываете, Дмитрий Владимирович: Христос – скиния, в которой обитает Слово Бога как в храме. Сам Христос – это именно человек).

Православный возражал, что трансцендентна вся Пресвятая Троица, а имманентны миру «нетварные Божественные энергии», и далее разговор углубился в сторону обсуждения учения Григория Паламы…

Также разногласия были по вопросу:
1) Бог стал человеком и родился от Девы как Богочеловек (православная трактовка)
2) Бог соединился с уже родившимся человеком и находился с ним в этом тесном союзе (несторианская трактовка).

Отсюда - разночтения, считать ли Марию "Богородицей" или Христородицей.

Ещё отмечу, что, по словам несторианина, «усыновление» Христа по человечеству носит аллегорический характер. Это подобно усыновлению ветхозаветных праведников, но всё же в большей мере (ведь это мессианское усыновление, а не просто усыновление праведников).

Как позиция несторианина близка к Вашей, Дмитрий Владимирович!

Это же ответ тем, кто думает о Вас, мол, сидит себе «еретик-выдумщик» и «искажает» церковное учение. Тогда как ещё в истории древних христиан были позиции, схожие с Вашими.

Кстати, ещё одно место из Посланий Павла – о его понимании НЕ-тождества Бога и Иисуса Христа: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Ев. 5:7).

Ещё остается интересный вопрос о возможном отношении Нестория Константинопольского к Исламу. Но тут ответ отсутствует: Коран был ниспослан двумя веками позднее.

. . :
Уважаемый Мухаммад!

Рад Вашему письму. Очень приятно, что Вы погружаетесь мыслью в «глубины неизречённые» новозаветной теологии.
Да поддержит Вас Тот, Кто

…Охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. (Прит. 2, 8)


[ ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |