Уважаемый Дмитрий Владимирович,
у меня к Вам вопрос по поводу даты рождения Иисуса Христа.
Я прочитал у Вас во «Введении в Ветхий Завет» расчёт, который выводит эту дату на 25 декабря, но это, вероятно, один из вариантов расчета. Если даты сложить без пропусков, т.е. события буквально со следующего дня пошли одно за другим, то такое предположение возможно, но если были пропуски во времени, то даты могли расположиться и по-другому. Сегодня нередко можно слышать, что Иисус родился во время осенних праздников. В этом есть своя логика:
1 Если Елисавета зачала сразу, то Мария пришла к ней в конце марта – начале апреля. Это примерно время Песаха. Пробыла там около трёх месяцев, пропустив при этом жатву ячменя, жатву пшеницы, поливку и вообще уход за урожаем, за домашней скотиной... Для деревенской девушки из бедной семьи это недопустимо. Заработок деревенского плотника вряд ли был достаточным, чтобы восполнить потребности семьи.
Реальнее предположить возможность такого посещения на декабрь - февраль. Это как раз сезон дождей.
2. Елизавета приветствовала именно Марию, избранную в матери и Плод, который ей предстоит зачать.
42. „и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!“
45. „И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.“ От Луки 1:42,45
Речь идёт скорее об избрании, чем о свершившемся факте и относится к словам Ангела:
31. „и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.“ От Луки 1:31
3. Предположить, что римляне устроили перепись в конце декабря, а это разгар сезона дождей, тоже сложно. Размытые дороги, оползни... А всего за два месяца до этого, на осенние праздники, было движение народа по всей стране.
4. То, что в конце декабря все гостиницы переполнены, тоже странно. Ханука, конечно, праздник, но не такой, как осенние праздники. Под перепись и под Хануку вряд ли кто-то будет вычищать сараи и пещеры, ожидая наплыва паломников и гостей.
5. Такое событие как рождение Спасителя, предсказанное Богом от начала, реальнее предположить на какой-то более высокий праздник, как, например, Трубление (общее прощение, начало нового года, новой жизни...). Записываться на праздники никто не будет, а сразу после праздников можно и даже очень удобно.
6. Праздник 25 декабря, самый короткий день года, был днём рождения Митры (DEUS SOL INVICTUS MITHRA (БОГ СОЛНЦЕ НЕПОБЕДИМОЕ МИТРА)). С его рождением день становился длиннее. Император Константин, жрец Митры, не вводил христианство. Он просто митраизм сделал христианством из политических соображений (проблемы с Персией – родиной митраизма). Ввёл день всепобеждающего солнца (в западных календарях и сейчас Sonntag, Sunday...), изменил под солнечный календарь дату и название Пасхи, ввёл равносторонний митраистский крест (сверху вниз самый длинный – короткий день года, по сторонам дни весеннего-осеннего равноденствия). День рождения Христа тоже очень легко мог подогнать под Митру, хотя даты могли и совпасть.
Хотя календарь составлен был позже, но не без учёта, ставшего уже традиционным, понимания.
Известны ли Вам из Писания указания или косвенные ссылки на другую дату рождения Христа (осенью) и что Вы думаете по этому поводу?
С уважением, Андрей
. . :
Уважаемый Андрей!
По отношению к календарным вычислениям рассуждения типа «может быть» и «вероятно» — допустимы. Но, однако же, Иисус родился во вполне определённый день года, а не в несколько разных дней сразу.