Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Теология и религиоведение    Статьи, выступления, комментарии    Чудо Исхода

Чудо Исхода // Труд.— 2000.— № 196 (15–19 окт. 2000)

Чудо Исхода

(Комментарий к статье М. Севастьянова «Рейд Моисея»)

Во все века Библию по-своему толковали люди самых разных мировоззрений. И многим кажется, что разгадка тайн «Книги Книг» лежит на поверхности. Оперируя не духовными, а сугубо материалистическими, «зауженными» представлениями, они мнят, что проникли в истинное содержание библейских событий. Но настоящих верующих такие толкователи смутить не могут, потому что человек духовный и сердцем, и разумом постепенно постигает высокий, непреходящий смысл библейского повествования.

Чудо Исхода из Египта продолжает из века в век тревожить умы и вдохновлять сердца. Народу, спасенному от рабства и уничтожения, Бог вручил не только Десять заповедей — непреходящие основы нравственности, но и предписания о наилучшем устройстве всех сторон жизни духовной и телесной, личной и семейной, хозяйственной и государственной. Впервые в истории было заповедано, чтобы человек над человеком «не господствовал с жестокостью», однажды и навсегда было сформулировано главное правило бытия осмысленного и счастливого: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Книга Левит 25, 43 и 19, 18).

История Исхода занимает важное место в мировоззрении трех великих монотеистических религий. Для Иудаизма Исход — это начало жизни народа по Божьим заповедям. Для Христианства Исход — прообраз спасения Церкви из «Египта духовного». Для Ислама Исход — свидетельство Божьего вмешательства в историю ради восстановления справедливости на Земле.

В песнопениях Православной церкви звучат такие слова: «Воды древле манием Божественным во едино сонмище совокупивый, и разделивый море израильтеcким людем, Сей Бог наш препрославлен есть…» Какое событие вспоминает при этом Церковь? Великое чудо разделения волн Чермного (Красного) моря перед трехмиллионным народом, исшедшим из Египта? Или, как полагает Михаил Севастьянов, эпизод бегства небольшого отряда «кочевников-пастухов» от египтян, бегства, которое удалось лишь по случайному стечению обстоятельств?..

Вот главный вопрос, встающий при изучении истории Исхода: участвовал ли в этих событиях Всевышний? Имели ли место чудеса, сопровождавшие величайшее Синайское Богоявление, дарование Закона жизни?..

Скажем пару слов об археологии. В египетских папирусах, прежде всего в «Папирусе Ипувера», хранящемся в Лейденском музее Нидерландов, найдены свидетельства, совпадающие с библейским описанием Десяти казней, постигших Египет: это превращение нильской воды в кровь («река превратилась в кровь»); мгновенное уничтожение урожая («ни одного плода, ни одной травинки не найти»); «тьма Египетская» («никто не выходил из дворца… Ни люди, ни боги не могли видеть лиц своих соседей»); смерть первенцев («воистину, княжеских детей швырнули об стены»)… Обнаружено и древнеегипетское свидетельство о гибели фараона-преследователя в море: «Его величество прыгнул… в водоворот». Открыто немало и других как письменных, так и вещественных подтверждений библейских сведений об Исходе.

В свете сказанного представление автора изложенной выше версии разбираемых событий о камыше, «подожженном израильтянами» и оставившем дымный след, это, мягко говоря, довольно беспомощная попытка «материалистически осмыслить» сказанное в Библии: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им…» (Книга Исход, 13, 21).

Мог ли локальный эпизод истории столкновений кочевых племен с египетскими войсками (как рассматривает эти события автор из Краснодара) лечь в основу великой духовной цивилизации, давшей начало трем мировым религиям? Могли ли события такого рода, имей они столь частный и преходящий характер, благоговейно передаваться из рода в род, наполняя миллионы сердец трепетом и благодарением Богу-Избавителю? Есть ли подобные примеры в мировой истории? «Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?.. Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Него» (Книга Второзакония, 4, 32–35).

Когда и кем был записан текст Пятикнижия — первой и древнейшей части Библии? Согласно Священному Писанию, самим Моисеем после Исхода: «Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца» (Книга Второзакония, 31, 24). Возражая Михаилу Севастьянову, зададим вопрос: почему Пятикнижие не могли «создавать в IVV веках до Рождества Христова»?

Да хотя бы потому, что самаритяне — сохранившаяся небольшая община потомков жителей Израильского царства — имеют древнейшие свитки Пятикнижия (Торы), по содержанию идентичные иудейским (т.е. принадлежащим потомкам жителей царства Иудейского). Две общины иудеев и самаритян разошлись и стали враждовать уже в VI веке до Рождества Христова, после возвращения иудеев из Вавилонского плена. А следовательно, наличие у обеих общин одинаковых по содержанию свитков Торы — свидетельство того, что текст ее был завершен по крайней мере до Вавилонского плена (начавшегося в 586 г. до н. э.). А недавно израильскими археологами были найдены фрагменты Пятикнижия на серебряных амулетах, изготовленных в IХ — VIII веках до н. э…

Кстати, о мнении краснодарского автора, согласно которому Тору записали «египетские жрецы». Как известно, древние египтяне пользовались иероглифическим («рисуночным») письмом. В то же время древние евреи были носителями первого в мире алфавита палеоеврейского, или еврейско-финикийского, к которому восходят практически все современные буквенные системы письма. Таким образом, жрецы-иероглифописцы, вопреки мнению автора вышеизложенной «версии», не могли иметь прямого отношения к составлению Пятикнижия.

Нет, Пятикнижие Моисея, возвышенная и глубоко человечная мораль которого никак не вытекала из строя древнеегипетского мировоззрения, не было составлено египетскими жрецами. Его содержание и форма были ниспосланы непосредственно свыше: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его знание и разум» (Книга Притчей Соломоновых, 2, 6).

 

 

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |